Во второй половине апреля заработал механизм двухуровневой реабилитации банковских клиентов-отказников из черного списка и сразу привёл к очередным проблемам, пишет «Коммерсантъ».
Как оказалось, банкиры не захотели связываться с утомительным процессом реабилитации и стали отказывать клиентам, не передавая информацию в Росфинмониторинг. При этом самому клиенту его статус не сообщается, а выяснить его можно лишь опытным путём, то есть попытавшись провести операцию или открыть счет в других банках. В случае если клиент оказывался в списке, то отказы ему следовали один за другим.
После этого отказники стали активно обращаться в банки с запросами на исключение из списка. Банки же нашли способ снизить хлопоты вокруг подобных запросов. Сообщается, что для того чтобы реже сталкиваться с реабилитацией, банкиры теперь предпочитают отказывать, не доводя дело до официального оформления включения в черный список через Росфинмониторинг. В результате и реабилитация не работает.
Это происходит поскольку большинство клиентов-физлиц не настаивают на документальном закреплении. А банк имеет полное право не сообщать клиенту, что тот сделал неправильно и как исправить ситуацию, и пользуется этим, чтобы расстаться с подозрительным гражданином. Однако просто игнорировать подозрительные операции банки также не могут.
«Проблема в том, что в крупных банках с развитой розницей выявление сомнительных трансакций происходит в автоматическом режиме. И когда летом 2017 года ЦБ начал рассылать списки отказников, кредитные организации автоматом стали заносить всех сомнительных клиентов в эти списки», - пояснил сопредседатель комитета по ПОД/ФТ Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин.
«Не хотелось бы, чтобы для клиента это была «черная метка», чтобы… попавшему в список отказывали во всех банках… Надеюсь, мы сделаем так, чтобы добросовестный не страдал», - рассказал зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин.
Кредитные организации, как правило, не хотят обслуживать граждан и компании, которым отказали в других банках. По словам юристов, последствия у отказа с внесением в черный список и без внесения в него для клиента различны.
«В первом случае клиент фактически лишается возможности доступа к услугам кредитных учреждений и вынужден обжаловать действия банка. Во втором — просто обращается в другой банк и открывает там счет», - рассказал юрист компании «Рустам Курмаев и партнеры» Кирилл Барановский.
В случае если клиент все-таки попал в список и убедился в этом, обойдя несколько банков, ему придется проходить столько же процедур реабилитации.
«Гражданину, которому отказали сразу несколько банков, если он захочет добиться исключения из черного списка, придется проходить реабилитацию в каждом из них», — указывает сопредседатель комитета по ПОД/ФТ Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин.
«При этом зачастую установить, является ли отказ следствием внесения клиента в ЧС по 115-ФЗ, либо же банк руководствуется некими собственными соображениями и внутренними регламентами, либо он усмотрел наличие признаков сомнительности операций и отказывает, не информируя при этом Росфинмониторинг, невозможно. Можно, конечно, обратиться в банк за разъяснениями, но далеко не всегда это приносит результат», - отмечает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.
Сообщается, что сложившуюся ситуацию могли бы решить ЦБ и Росфинмониторинг. Однако законодательством такой порядок взаимодействия не предусмотрен.