Написано много рекомендаций и статей по психологии о том, как сделать карьеру, стать менеджером, руководителем разного уровня и т.п. Дельные и полезные советы, как поступить и куда двигаться, но основная масса этих статей затрагивает сферу работников офиса, и так мало советов для людей ремесла. Лекции, рефераты, рекомендации, практически не читаемые для молодых людей, закончивших школу или технический лицей, так как написаны они теоретиками и для теоретиков.
Как быть молодым людям, которые приходят устраиваться на производства, после школы или после технических лицеев, без опыта работы? И ведь это армия больше по численности, работников офисной сферы.
Практика показывает , что техническое обучение, у нас в стране, сильно опаздывает за техническим прогрессом. Новое оборудование и технологии производств совершенствуются и обновляются быстрее, чем теоретическая база технических лицеев. И когда молодёжь попадает на производства, то часто слышат такую фразу – «Забудь то, чему тебя учили». Не секрет, что по профилю обучения, сегодня, учащимся очень тяжело устроиться на производственную практику, везёт единицам из всего количества студентов. При этом часто их используют на простейших операциях, уборке помещений, складировании деталей, погрузки-разгрузки, практически отбивая интерес к получаемой профессии. При этом, очень маленький процент выпускников идёт работать по специальности, которую они получили.
При устройстве новых работников на завод или фабрику, в резюме кандидатов учитывают – диплом по специальности, стаж по специальности, служба в армии (для юношей),рекомендации, навыки, далее, умение пройти собеседование, физические данные,. У новичков, как минимум, нет стажа, максимум, нет диплома по специальности и службы в армии. Как быть?
Возможные пути решения проблемы
Рассмотрим опыт одной немецкой мебельной фирмы, имеющей несколько фабрик в Европе и не только. При фабриках открыты профессиональные классы, 6-8 студентов на курс, при каждом предприятии, которые отбираются собеседованием. Набор студентов один раз в год. Обучение четыре с половиной года, студенты посещают общие профессиональные курсы в специализированном платном учебном заведении (BBS) 1 раз в год на 2-3 недели, где сдают промежуточные экзамены по пройденному курсу и в конце обучения защищают дипломную работу, получая диплом специалиста . Остальное время, обучение проходит, непосредственно, на предприятии, мастером производственного обучения, в неделю 3 дня теория, 2 дня практика на производстве. Предприятие оплачивает курсы в школе BBS. Конечно, не все выпускники становятся работниками фабрики, но все они являются профессионально подготовленными кадрами с дипломом, который позволит им работать на любом подобном профильном предприятии. За работу студенты получают заработную плату. Мастер ПО является учителем теории и наставником на производстве для студентов.
Главное!
Происходит психологическая адаптация вчерашнего школьника к рабочей среде, где он, участник производства и член рабочего коллектива, мотивированного на учёбу и дистанционные курсы повышения квалификации с перспективой карьерного роста, затем, чтобы его выбрали после обучения, для работы на предприятии тут. Схема проста: предприятие само отбирает и готовит себе специалистов на смену тем рабочим, кто уходит на пенсию или на повышение. Работников, знающих технологию, стиль работы предприятия, требования к качеству и техническую документацию.