В эпоху информатизации, когда главное не ум, а доступность информации и компилит, эпоху непрерывных войн, когда духовность поступается агрессии, крайне важной остается проблема воспитания, а также его содержания и средств. Эффективность и актуальность воспитания требует ответов на вопрос, как и чем воспитывать, то есть поиска источников воспитания. Вместе с тем такой источник уже давно существует — это литература. Так на сайте https://readingbooks.site/books/?name=tonkoe-iskusstvo-pofigizma-paradoksalnyy-sposob-jit-schastlivo вы можете читать онлайн бестселлер «Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо», а также множество других произведений.
Широко применяемое в советские времена понятие сращения «литература и искусство» отражало устоявшееся ведущее значение художественной литературы в системе искусств, ее литература-центристское доминирование и вместе с тем особое значение как литературной основы (в спектаклях, сценариях, либретто, радио- и телевизионных композициях и др.) для развития музыки, театра, кино, для функционирования различных искусств на телевидении и радио.
Художественная литература в значительной степени закладывала внутренний, духовный стержень общества, ансамблево «пульсируя» в различных видах искусства. Через художественное слово человек осваивает мир, людей и себя в этом мире, учится взаимодействовать, наблюдает и анализирует человеческие отношения, переживает, волнуется, страдает и радуется (то есть переживает весь спектр эмоций), учится, исправляет свои ошибки вместе с героями произведений, выносит жизненные уроки. Иными словами, развивается, воспитывается, формируется как личность.
Художественное слово, в отличие от морализаторского слова людей, помогает:
- самостоятельно постигать мир;
- анализировать поступки героев, сопоставлять их со своим поведением;
- постигать жизненные истины;
- наблюдать за отношениями людей, то есть в образной форме познавать людей, мир и себя в этом мире.
Художественное слово может заменить морализаторское, довольно эффективно подать образцы педагогических или жизненных ситуаций, наполнить радостью творчества, художественной потребности, помочь самостоятельно постигать мир, анализировать поступки героев, сопоставлять их со своим поведением, постигать исторические события, жизненные истины и ценности, раскрывать жизненные смыслы.