ЗаМанула.ru - информационно-познавательный сайт о мануле. Интересные факты, фотогалерея, видеотека и возможность погладить кота.

05.05.2014

Короли бензоколонок

Короли бензоколонокОптовый рынок нефтепродуктов еще в ходе приватизации был поделен между крупными нефтяными компаниями по региональному принципу. Сейчас 63% регионов страны находятся под контролем одной - максимум трех компаний, занимающих 70-100% рынка. Пока "крупняк" вел борьбу за месторождения, лицензии, НПЗ и иные крупные активы, заправки приобретались местными предпринимателями. Потребление бензина в России растет на 5-7% в год. В 2005 году его уровень достиг 27 млн. тонн. Разумеется, такой лакомый сегмент рынка не мог остаться без внимания нефтяников. В результате начался передел розничного рынка нефтепродуктов. Только в течение 2005 года нефтяные компании увеличили парк АЗС на 250 станций (на 4,2%), не считая франчайзинга. Кроме агрессивного поглощения розничных активов независимых операторов, нефтяники осуществляют активную скупку земли под строительство АЗС.

Выделение участков под строительство осуществляется региональными и местными чиновниками. Естественно, что наибольших успехов на этом поприще достигают компании, особо приближенные к императору (точнее, местному царьку), обладающие мощным административным ресурсом. Например, "ЛУКОЙЛ" в марте прошлого года единым лотом выкупил сразу 30 участков под строительство АЗС в Санкт-Петербурге. Но не все нефтяные компании могут совладать с региональным и местным чиновничьим аппаратом. Источники в компаниях отмечают, что выделение земли во многих регионах сопряжено с большим количеством трудностей. Основная претензия компаний - несовершенство нормативной базы, открывающее "фантазиям" чиновников широкий простор по трактовке норм российского законодательства. Получение каждой подписи на всех этапах согласования сопровождается "тонкими" намеками на необходимость оказания финансовой помощи, навязыванием инвестиционных договоров, договоров на оказание ненужных услуг, а также требованиями иной смазки бесчисленных шестеренок административного механизма. Приходится платить. Иначе - бесконечное движение по кругу инстанций и надзорных органов. Если учесть постоянные изменения законодательства и срок получения всех согласований (1,5 - 2 года), то получение вожделенного участка зачастую превращается в поиски "философского камня", полные размышлениями о смысле жизни в российской действительности.

Особо талантливые представители региональных и местных властей используют метод "прикормки" нефтяных компаний. На первоначальных этапах согласования все идет как по маслу. Когда же дело доходит до подписания договоров аренды или выкупа земли в собственность, очумевшему от радости представителю нефтяной компании выставляются "дополнительные условия", включающие в себя удовлетворение потребностей ответственных лиц и заинтересованных организаций. Участок, на котором инвестор мысленно уже строит современную АЗС, вдруг уплывает прямо из-под носа. Естественно, что, сглотнув комок в горле, представитель компании согласится, ведь столько сил и времени потрачено, закуплены стройматериалы, оборудование, вплоть до внедренной системы автоматизации, как предлагает http://www.itoil.ru/, а конкуренты - вот они, дышат в затылок. Кстати, о конкуренции. Хотелось бы посочувствовать "бедным и несчастным" нефтяникам в их праведном гневе на чиновничий беспредел, да что-то не получается.

При этом перспектива участвовать в конкурентной борьбе на торгах не привлекает нефтяные компании около 90% участков под строительство АЗС выделяется сейчас на бесконкурсной основе. Что-что, а деньги нефтяники считать умеют. Значит, затраты на участие в конкурсах и последующие инвестиционные обязательства превышают расходы на улучшение быта и досуга региональных чиновников. Позиция понятна - победитель конкурса, выкупив землю по рыночной цене, все равно идет в администрацию за соответствующими согласованиями, что опять же связано с выполнением "добровольно-принудительных" финансовых обязательств. Зачем же, спрашивается, платить дважды?

Сложившаяся практика крайне негативно влияет на структуру российского розничного рынка нефтепродуктов. Региональный средний и мелкий бизнес, не обладающий достаточным административным и финансовым ресурсом, лишен возможности развиваться, и теряет свои позиции под напором крупных нефтяных компаний. Местные власти тоже времени даром не теряют. В прошлом году внимание Правительства РФ привлекла широко распространившаяся практика выделения участков под АЗС главами регионов и муниципальных образований на внеконкурсных принципах, в том числе структурам, аффилированным с органами власти региона. Пессимизм нефтяников в отношении конкурсов понятен. Участвовать в торгах, где твой оппонент - "близкая к администрации" компания, бессмысленно, так как организатор торгов - эта самая администрация. Губернаторам были разосланы настоятельные рекомендации осуществлять распределение земли под АЗС исключительно на конкурсах, не допуская при этом аффилированности участников с его организаторами. Руководителям регионов предложено следить за бесконкурсной "земельной инициативой" муниципальных властей, а также не выделять участки монополистам, которые уже имеют долю на локальных рынках более 50%. Но инерция пока велика - дополнительный рычаг воздействия регионов на муниципальные власти кардинально ситуацию не изменит. Возможно, все ограничится повышением "представительских расходов" нефтяных компаний, которые уже сейчас достигают 10 - 15% стоимости строительства АЗС. Надеяться на проснувшуюся совесть чиновников не приходится: за последние десять лет более половины дел о нарушении антимонопольного законодательства заведено в отношении органов государственной и муниципальной власти.

Вопросы решаются привычно - в приватном порядке. А зачем публичность? Контактные лица обкатывают новые машины, строят многоэтажные "фазенды", а нефтяники легко компенсируют возросшие затраты - достаточно поднять цены на бензоколонке и кивнуть на рост мировых цен на нефть. А как же мы, автолюбители? А никак. Разве что устроиться на работу в нефтяную компанию или в чиновники пойти.

Размести этого манула на своем сайте и он всегда будет приносить тебе удачу! :)

Манул-талисман

Мировые новости