Greenpeace составил рейтинг городов по загрязнению воздуха диоксидом азота – токсичным газом, который вызывает хронические заболевания дыхательных путей. Возглавляет список Москва: средняя концентрация вещества за год составляет 0,78 добсонов. На втором месте расположился Санкт-Петербург: 0,38 единиц вещества в радиусе 18 километров от центра города. Замыкает тройку Челябинск с таким же показателем. В городах-антилидерах рейтинга загрязнение воздуха обусловлено транспортной загруженностью. Ситуацию прокомментировал эколог Георгий Каваносян.
«Диоксид азота – это самый опасный газ из всех автомобильных выхлопов. Он может приводить к различным респираторным заболеваниям. В том числе, к отёку лёгких. Если оставить автомобиль с нагревающимся двигателем в закрытом помещении, то не известно, выхлопы какого газа скорее приведут к летальному исходу: углекислый газ или диоксид азота, который учёные называют «рыжий хвост». Такое название диоксид азота получил из-за своего рыжевато-бурого цвета.
Именно этот газ является причиной пресловутых кислотных дождей. При соединении с водой он образует соляную кислоту. Недавно в крымском городе Армянске была большая проблема с тем, что завод «Крымский титан» выбрасывал большое количество диоксида азота. Местные жители жаловались на плохое самочувствие и то, что в результате выбросов возникал налёт, который растворял даже хромовое покрытие и металлические предметы. Так происходит, если в воздухе очень большая концентрация диоксида азота.
Что касается рейтинга «Greenpeace», то в нём речь идёт о более или менее стандартной для больших городов концентрации диоксида азота. В российском отделении организации предлагают ввести в мегаполисах зоны с ограниченным движением транспорта для того, чтобы нормализовать ситуацию. Но если посмотреть на опубликованные «Greenpeace» карты, то можно увидеть интересные парадоксы. Например, что в центре Москвы концентрация диоксида азота ниже, чем в ближайшем Подмосковье. Это связано с движениями воздушных масс. То есть газ может возникнуть в одном конце города, а уйти, набрав концентрацию, в другой конец города. Поэтому, создавая в городах зоны с ограниченным движением транспорта, нужно учитывать движение воздушных масс и степень продуваемости городских пространств.
В качестве доказательства важности последнего есть российский пример. В Красноярске начались проблемы с качеством воздуха из-за того, что там построили новый микрорайон, который всю продуваемость города нивелировал. Красноярск находится в естественном овраге, из-за дополнительного ограничения движения воздушных масс в городе стали накапливаться вредные газы. Важно не повторять этой ошибки.
Есть ещё и технологические способы решения проблемы. За последние годы технологии очистки автомобильных выхлопов сильно продвинулись. Именно их учитывает российское отделение «Greenpeace», когда выступает за введение в крупных городах зон с ограничением движения транспортных средств низкого экологического класса, например, «Евро-3» и ниже. Я думаю, в России ввести это ограничение мало вероятно. У нас пока небольшое количество машин, которые соответствуют этим высоким экологическим стандартам. У нас до сих пор ездят старые КАМАЗы, которые коптят на всю улицу. Но это, конечно, не значит, что не нужно стремиться к тому, чтобы соответствовать экологическим стандартам.
В целом равномерная концентрация диоксида азота и других вредных газов в городах может быть не такой опасной, как прогревающийся автомобиль соседа во дворе. Если автомобиль во дворе будет прогреваться час, то вы получите дозу диоксида азота гораздо более опасную, чем та, которую можно получить в целом в городе. В Европе есть знаки о том, что прогрев автомобиля больше пяти минут запрещён. В Москве кое-где я видел такие знаки. Думаю, что нужно ввести в правила дорожного движения подобные ограничения и всерьёз заняться тем, что происходит во дворах наших городов. Более того, хорошо бы, кроме рейтинга городов по степени загрязнённости, давать информацию о том, какова ситуация в каждом районе города»