Ситуация в российской экономике ухудшилась значительно меньше, чем прогнозировал Банк России, говорится в «Докладе о денежно-кредитной политике», опубликованном регулятором. Однако, констатируют монетарные власти, риски никуда не делись, они просто сместились с первого квартала 2019 года на третий.
«Предпосылки рискового сценария в марте остались неизменными по сравнению с рисковым сценарием, опубликованным в декабре. Они по-прежнему предполагают значительное ухудшение внешних условий на всем прогнозном горизонте. Однако момент этого ухудшения перенесен с первого квартала 2019 года на третий квартал», - сообщается в докладе. Этот сценарий подразумевает, что в конце 2019 года в экономике начнется спад, при этом рецессия продлится в течение 2020 года.
В основе рискового сценария лежит существенное снижение темпов роста мировой экономики, носящее характер длительного циклического замедления. Оно может сопровождаться усилением волатильности на мировых финансовых рынках, значимым снижением глобальной склонности к риску, а также снижением мировых цен на нефть до уровня 35 долларов за баррель за счет меньшего спроса на энергоносители в мире. Такое серьезное изменение внешних условий особенно негативно отразится на странах с формирующимися рынками, в том числе и на России.
Как и прочие развивающиеся экономики, в рисковом сценарии российская экономика столкнется с ухудшением перспектив экономического роста, существенным ростом премии за страновой риск и увеличением оттока капитала. Дополнительным фактором, увеличивающим масштаб оттока капитала, станет предполагаемое в рисковом сценарии дальнейшее усиление геополитической напряженности. В то же время действие бюджетного правила будет сглаживать влияние ухудшения условий торговли на государственные финансы, экономику и валютный курс.
Как считает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов, главное в сообщении о перенесении срока реализации рискового сценария в экономике заключается в том, что вероятность наступления такого события все-таки оценивается как ненулевая, и сомнения вызывают только сроки. Аналитики регулятора опираются на те же данные, что и финансисты по всему миру, а именно — ждут замедления роста мировой экономики с 3,5% до примерно 2-2,5%, которое будет означать, что ВВП стран в среднем будут не только меньше расти, но сами экономики как развитых, так и развивающихся стран снизят потребление нефти.
Для развивающихся нефтедобывающих стран, в том числе и для России, это будет иметь решающее значение, и, скорее всего, на снижении стоимости нефти и построен прогноз. Сейчас нефть, вопреки этим прогнозам, стремится пробить отметку 70 долларов. И логично отложить прогноз кризиса, тем более, что, например, Китай пока не демонстрирует признаков замедления экономики: в промышленном секторе страны индекс PMI вырос до 50,5 п. против 49,2 в феврале, подъем выше 50 — это хороший знак. PMI США в апреле тоже оказался выше прогнозного значения, 55,3 вместо 54,5.
А по данным Reuters, продолжает эксперт, в марте исполнение сделки по сокращению добычи странами OPEC достигло 135%, то есть Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт перевыполняют свои обязательства по сокращению добычи. В таких условиях нефть может достичь 75 долларов за баррель Brent, профицит российского бюджета будет расти, рубль будет укрепляться, а инфляция останется в пределах 4-6%, в зависимости от денежно-кредитной политики, которая при таком сценарии будет оставаться умеренной. Если начнутся кризисные явления, ключевая ставка позволит некоторое время сдерживать инфляцию, но не при падении цены нефти ниже цены отсечения 45 долларов, уверен Александр Шустов.
Вообще же, указывает, в свою очередь, главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков, прогнозы Банка России имеют запаздывающую специфику, и поэтому рассматриваемые регулятором параметры сценариев развития событий, отражают даже не текущую, а прошлую картину. Поэтому причины смещения российским регулятором возможности реализации рискового сценария нужно искать в итогах квартала первого.
Стоит вспомнить, отмечает эксперт, что 2018 год на глобальных рынках заканчивался очень пессимистично, фондовые индексы по всему миру впервые за десятилетие закрывались по итогам года в красной зоне, нефть марки Brent падала ниже 50 долларов за баррель, активы развивающихся рынков были под сильным давлением и рубль к доллару уходил выше 70. Исходя из этой динамики, российский ЦБ и разрабатывал предыдущий «тайминг» для рискового сценария на начало следующего года.
Но первый квартал 2019 года оказался для глобальных рынков приятным сюрпризом. Международные рынки акций практически полностью отыграли свое снижение в 2018 году, цены на нефть быстро восстановились выше 65 долларов за баррель, на развивающихся рынках фиксировался приток капитала, а рубль к доллару имел устойчивую тенденцию к укреплению. Поэтому теперь, исходя уже из этих более оптимистичных данных, ЦБ пролонгирует эту динамику и на второй квартал 2019 года, а рисковый сценарий смещает по времени.
Вероятно, прогнозирует Антон Быков, что с третьим кварталом 2019 года все вполне оправданно, хотя учитывая специфику финансовых рынков, можно было сместить возможность реализации рискового сценария на четвертый квартал. Хотя и тут можно оправдать регулятора, который хочет действовать на опережение. А вот во втором квартале 2019 года присутствуют очень высокая вероятность шоковых ситуаций.
Речь, объясняет Антон Быков, прежде всего идет о рынке нефти, где во второй половине апреля и в течение всего мая могут происходить существенные ценовые колебания в сторону снижения, с возможным обновлением минимумов конца 2018 года. Причиной этого может выступить некий вакуум в поддержке ценовой конъюнктуры со стороны ОПЕК+, из-за разрыва в расписании встреч и давления со стороны американского президента, который требует более низких цен.
Естественно, что это вызовет и падение рубля к доллару, возможно к 69-71 рублю за доллар, а значит, и к инфляционному скачку в конце второго – начале третьего квартала. Насколько серьезным он может быть, зависит только от Банка России, но именно здесь могут быть достигнуты пиковые значения по инфляции 6-8%.