Председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская сообщила, что представители российской киноиндустрии займутся саморегулированием выхода фильмов на широкие экраны. Они планируют разработать специальный свод правил, который поможет регулировать процесс.
В частности, голливудские фильмы получат возможность выходить в прокат в тот день, когда запланирована мировая премьера, чтобы не вызывать негативной реакции общественности. В России считают, что изменение порядка выхода фильмов в прокат назрел давно.
Александра Карякина, pr-специалист дистрибьютора «A-One films»
«Пожалуй, самый больной вопрос сегодня – выдача прокатных удостоверений. Например, весной этого года мы планировали выпустить французский фильм, но за день до выхода в прокат возникла проблема с получением прокатного удостоверения, о которой заранее нас не предупреждали. Если бы нам сообщили о проблеме заранее, мы могли бы подготовиться, но в итоге фильм потерял самый важный, первый, уикенд проката и заработал гораздо меньше, чем мог бы. Если бы фильм вышел в запланированную изначально дату, он смог бы заработать в два раза больше. Первый уикенд для картины – решающий, и остаться без него, значит, потерять бОльшую часть сборов.
Бывает, что прокатные удостоверения подписывают прямо в день выхода фильма в прокат, что тоже мешает нашей работе и работе кинотеатров, которым необходимо уже подписанное прокатное, чтобы открыть продажи билетов на фильм. Поэтому хотелось бы получать обратную связь по вопросу прокатных удостоверений заранее, чтобы успеть принять необходимые меры».
Владислав Пастернак, кинопродюсер, генеральный директор кинокомпании «HHG»
«Среди главных проблем с выходом фильмов в российский прокат – широко обсуждаемый индустрией систематический сдвиг российской даты зарубежных хитов в целях расчистки пространства для отечественных картин. Страдают от этого кинотеатры, так как нередко фильмы, попадающие под такую протекцию, не оправдывают никаких ожиданий.
Всё это началось с того, что голливудский «Джобс» был перенесен в России с осени на Новый год. Это вызвало возмущение отечественных продюсеров и дистрибьюторов, так как новогодние каникулы - время российского кино: американские зимние хиты выпускаются к Рождеству, на неделю-две раньше. «Universal», несмотря на все уговоры, отказались выпускать «Джобса» в мировую дату и, кстати, потеряли: фильм провалился в прокате. Но отечественные дистрибьюторы всё же попросили защиты у государства, и получили то, что получили. Теперь и мировая дата в России – не гарантия.
Зарубежные картины теперь часто получают более высокие возрастные рейтинги. Иногда доходит до абсурда, как с «Красавицей и чудовищем», диснеевской картиной с рейтингом PG: дети любого возраста в сопровождении родителей. В России эта лента получила 16+. PG в США примерно соответствует нашему 6+, свободнее только G – General, как наше 0+.
Время от времени институт прокатных удостоверений используется как инструмент политической цензуры – как это произошло с фильмом «Смерть Сталина». Цензуры в стране нет, но прокатное удостоверение было отозвано по требованию некого инициативного комитета, якобы для дополнительной экспертизы, и выдано обратно уже не было. А без «прокатки» фильм поставить в зал нельзя, кинотеатр за это штрафуют. Это иезуитский способ осуществления цензуры. К счастью, невыдача «прокатки» применяется нечасто, пока запрещено было всего несколько фильмов. В частности, «Клип», французская «Любовь 3D», «Смерть Сталина», а также дурацкий «Малыш 44» непосредственно по просьбе дистрибьютора, который эту ленту и собирался прокатывать (они же потом резали сцены в фильме «Рокетмэн»). Ситуация редкая, но каждый такой случай выглядит опасно, скандально и всех нервирует.
Прокатное удостоверение – устаревший в цифровую эпоху инструмент учета и регулирования.
В случае, когда дата выхода фильма в России по сравнению с мировой премьерой смещается на неделю и больше, посчитать точно недополученную прибыль невозможно, так как каждый фильм уникален, и ситуация на каждой дате тоже уникальна. Ни сумм, ни процентов я бы не назвал, не зная чужих смет. Для кого-то это может быть 20%, для кого-то – 50%. Проблема не совсем в том, что недобирает большой голливудский прокатчик, хотя и это тоже плохо: кинокасса России сейчас сопоставима по общему масштабу с кассой Франции, хотя культура и пропорции совершенно другие. Теряют кинотеатры, а именно они – основа всего рынка. Залог успеха отечественного кино – развитая кинотеатральная сеть. Кинотеатральная сеть развивается прежде всего благодаря стабильным доходам от демонстрации стабильно востребованного голливудского кино. Отечественный кинобизнес возможен лишь настолько, насколько хорошо чувствуют себя кинотеатры. Недозаработали кинотеатры – значит, откроется меньше новых залов, повысятся цены на билеты, ухудшится качество показа. А это вредит российским фильмам.
В любом случае, рекламная кампания фильма наращивается к моменту выхода фильма в прокат. Если фильм в эту дату не вышел – рекламная кампания во многом обесценена, надо экстренно искать ресурсы на сохранение картины в инфополе, информировать зрителей о переносе даты. Зрители ходят в кино циклично, для людей кино – лишь один из способов провести время. Если обычный человек не потратил деньги на билет на этой неделе, он потратит их в баре, но не станет откладывать поход на фильм и деньги на билеты на следующую неделю. Это не отложенные доходы кинотеатров, а недополученные.
Кроме того, остальные прокатчики выстраивают свой график релизов также с учетом больших голливудских и российских фильмов и жанровой конкуренции, стараясь не сталкиваться между собой и не конкурировать со студийными картинами. Перенос премьеры одного фильма нарушает планы вообще всех, кто работает в кинопрокате прямо и косвенно, а не одного дистрибьютора. Теряют сразу все, это неприемлемо.
В Китае тоже смещают даты ожидаемых мировых премьер и вместо них в прокат выпускают отечественное кино. Но в Китае больше шестидесяти тысяч кинозалов, а у нас – пять тысяч, и одна китайская комедия может собрать в Китае полмиллиарда долларов, при этом в Китае нет прямых госсубсидий для производителей кино. Там есть цензура, но нет госфинансирования фильмов. В Китае протекционистские меры действовали в течение всего того периода бурного роста кинотеатральной сети, который наблюдался последние годы. У нас же кинотеатральная сеть развилась сама, бум случился 20 лет назад, на рубеже тысячелетий. После этого стало возможно российское массовое кино. И только теперь введены эти меры протекции. Это неправильно, поздно, это ломает рынок, портит бизнес и портит перспективы для всех, в том числе для отечественного кино.
Разговоры о том, что голливудские картины выкачивают из России какие-то безумные деньги, беспочвенны. Большая часть этих денег остается в стране и развивает отечественный кинопоказ. 50% с каждого билета получает кинотеатральная сеть, а она – российская, кто бы что ни говорил, и она – то место, где может показываться российское кино. Из остальной половины оплачивается рекламная кампания в России, российские специалисты по кинопрокату, платятся налоги и так далее. Так что эти меры не способствуют оздоровлению рынка. Всё это – отдаленные последствия одного случая с не оправдавшим себя переносом «Джобса».
Когда фильм попадает в нерв зрителю, обходится без переносов. А поддержка слабых картин против сильных и востребованных – это несерьезно. С тем же успехом можно предложить меру по поддержке начинающих продюсеров в ущерб так называемым «лидерам индустрии» или мелких прокатчиков против крупных. Согласитесь, звучит странно? Но именно так и выглядит этот протекционизм»