ЗаМанула.ru - информационно-познавательный сайт о мануле. Интересные факты, фотогалерея, видеотека и возможность погладить кота.

02.04.2018

Читайте детям хорошее

Родителей всегда волновал вопрос, как приучить ребенка к чтению. Мы поговорили о любви к чтению и к книгам с заведующей Детской библиотекой иностранной литературы в Санкт-Петербурге Адриановой Раисой Зиновьевной.

Библиотека расположилась в особняке купцов Новинских в доме №8 на 3-й Советской улице. Двойные окна и дубовые двери как граница XIX века с обществом потребления. Лепнина на потолке, чтобы поднять голову вверх. Ковры с орнаментом для мягкой почвы под ногами. Радушие сотрудников сразу располагает к творческому времяпрепровождению

- Раиса Зиновьевна, расскажите, что делает библиотека, чтобы ребенку было интересно?

- Сейчас библиотекари доносят книгу до детей разными способами: через игры, мастер-классы, через театр теней. Например, мы читаем книгу, а после прочтения делаем поделку или изображаем героев. Ребята у нас становятся членами жюри на литературно-художественных конкурсах. Это дает им чувство сопричастности к библиотечной жизни. Мы приглашаем школы и детские сады на игровые занятия и, если деткам нравится, они остаются нашими читателями иприводят родителей за руку, чтобы брать книжки домой.

На первом этаже в отделе детской литературы на иностранных языках есть ‘шведская комната’ - игровое пространство для детей и родителей «Здесь читают дети». Оно было организованосовместно со шведским консульством. В этой небольшой и уютной комнате с ковриками, подушками, детским домиком, большим креслом-очень комфортно. Дети с родителями могут почитать хорошие детские книги, поиграть в настольные игры и отдохнуть.

У нас проходят занятия, посвященные истории книги, иллюстраторам, замечательным людям, знаменательным датам. Любимая серия занятий - по сказкам Пушкина. Они слышат музыку поэзии, а то, что будет непонятно объяснит библиотекарь.

- Знаете, я вспомнила сейчас отрывок из Евгении Онегина:

"Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Тут только три слова знакомы современным детям: «летит», «сидит», «в красном»".

- Так и есть. Я читала внуку «Горе от ума», но он не понимал юмора, потому что не понимал слов. Вот чем хороши современные детские книжки. В них ребенку все понятно. Особенно хороши переводные книжки для малышей. Зарубежные авторы умудряются беседовать с маленьким читателем на понятном ему языке.

- Как нам приучить ребенка читать? Пока мама в декрете она может водить ребенка в библиотеку, а как дальше?

- Дальше пусть папа водит ребенка в библиотеку. С понедельника по пятницу мы работаем с 10:00 до 20:00., в субботу с 10:00 до 18:00. Все занятия у нас бесплатные. К нам приходят из садов, из школ. Дети видят, что пространство для чтения интересное, живое, интерактивное, уютное место.

А учить только на собственном примере. Читать самим и читать детям. Особенно на ночь.Бывает, что ребенок придет один раз и все, потом не ходит. Скорее всего, это значит, что нет потребности, мама не читает, папа не читает.

Говорят, что по тому, как учатся дети можно прогнозировать количество тюрем. Человек необразованный скорее пойдет на преступление, чем человек образованный.

Обязательно прочтите «Черную курицу» Погорельского, с хорошими иллюстрациями, например, Ирины Гольц, «Аленький цветочек» Аксакова, Маршака, Чуковского и других классиков.. Познакомьте ребенка с такими понятиями как «предать», «честное слово», «получить даром, без труда».

- Я недавно выбирала в интернете издание «Сказа про Федота Стрельца» и польстилась на книгу с самыми яркими иллюстрациями. Но когда начала читать, то поняла, что мне мешают эти лица на страницах! Слова Леонида Филатова емкие сами по себе, без шаблонных иллюстраций.

(Раиса Зиновьевна шепнула что-то помощнице и через минуту на столе выросла гора детских книг, каждая из которых как драгоценный камень самоцвет).

- Посмотрите вот на эти иллюстрации. Это то, что не мешает чтению. Это работа художника, тонко чувствующего автора книги и внутренний мир ребенка. Совершенно потрясающая вот эта книга, с иллюстрациями Евгения Антоненкова. Чудо для воображения!Посмотрите на иллюстрации семьи Трауготов. Это очень дорогие книги, но в библиотеках они есть. Посмотрите на эти переводные книжки. Совсем не перегружены картинками. Одна книга как сказка на ночь. А вот книжки с иллюстрациями Татьяны Мавриной, Ивана Билибина, Михаила Бычкова. Это все есть в библиотеке, за этим и надо ходить. Как детки любят Маврину! Она узнаваема.

А вот плохая книжка. Смотрите, все, что есть в нашем доме, все теплое. А эта холодная. Невозможно объяснить: все красиво, все прорисовано, но ушла индивидуальность и автора и художника.

- Рассматривать такие книги, как по музею ходить!

- Да, и при этом еще получить удовольствие от содержания. В любые времена человека тянет к прекрасному и чем больше в его жизни будет прекрасного, тем лучше.

- Как получилось, что библиотека расположилась в изысканном особняке XIX века?

- Раньше библиотека располагалась рядом, на 4-ой Советской, в тесном помещении на первом этаже жилого дома. Площадей не хватало. В какой-то момент наши читатели написали письмо в Дом Советов с просьбой найти новое место. Их просьба была услышана. В 1989 году мы переехали сюда. Для всех сотрудников это была большая радость.

- Расскажите историю особняка.

- Александр Новинский, потомственный купец, построил этот особняк в неблагополучном, на 1882 год, районе Пески. Потом особняк стал переходить из рук в руки, был доходным домом, а в советское время в нем находились коммунальные квартиры. Например, в 15-метровой комнате жила семья из шести человек. Мырегулярно проводим экскурсии по особняку, где рассказываем об истории особняка и показываем сохранившиеся интерьеры.

- С чем вы связываете спад интереса к библиотекам после 2014 года?

- Библиотека была хороша тем, что в ней можно было найти то, чего нельзя было купить в магазине. Волков, Милн, Стругацкие, Цветаева, Булгаков и др. Очередь была на каждую книгу, люди записывались заранее. В 2010-14 наступил издательский бум, книги стали доступны. А с появлением Интернета вся информация стала легко доступна.

- А какая литература сейчас самая востребованная?

- Сейчас дефицита нет, есть огромный спрос на малышковую литературу. XXI век – это золотой век детской литературы. Ее издают очень много, с красивыми иллюстрациями. Много переводных книг. Переводная современная литература может соревноваться с нашей классикой в том, что она готовит детей к реалиям современной жизни. Она не заигрывает с читателем, при этом сюжетно очень симпатичная, богато украшена иллюстрациями. На младшем абонементе много читателей и в том числе потому, что им предложено огромное количество хорошей литературы.

Но наряду с хорошей литературой появилось и много графоманской.

- Как отличить хорошую литературу от графоманской?

- Графоманство видно сразу. С первой страницы понимаешь Бунин это или Пупкин. Или тебе хочется читать дальше или нет. Все легко, все понятно, не загромождено никакой лишней информацией, никакими выводами. Читатель с интересом следит за развитием сюжета. А если в нем появляются персонажи, которые близки ребенку, то он будет себя с ними ассоциировать.

Графоманство, знаете, чем отличается - лишними словами: «тот, который пошел, замечательный, красивейший», много-много эпитетов, деепричастий. Ты читаешь целую страницу и не получаешь никакой информации. Постулаты всем известные. А в книжке должна быть интрига. В любой, даже в самой малышковой, на 20 страниц должен быть увлекательный сюжет.

Малышковая литература в каком-то плане спекулятивная, потому что такого спроса на детскую литературу в прежние времена не было. Ее было очень мало, но зато какая: Маршак, Барто, Чуковский. Они писали так, что запоминались на всю жизнь.

- В наше время нужно знакомить ребенка с классическими авторами, или отдать предпочтение современным?

- Обязательно нужно знакомить с классикой. Знаете, сейчас вырастает целое поколение детей, которых учат мамы, которые не знали советской действительности, но их родители знали. В этом плане важна преемственность. Сейчас много хороших авторов, они хорошо издаются, но нет такой простоты, легкости, той шаловливости, которая была у Чуковского, Маршака, Михалкова, Барто и др.

- Не перестаю удивляться, как у великих получалось так писать!

- Понимаете, там была культура, во-первых, образования, во-вторых, семьи.

- Как дети читают в наше время?

- Очень много тех, кто начал читать в четыре года, но тех, кто сохранил свою любовь к чтению к десятому классу, единицы. Потому что мир компьютерных технологий. Дети на кнопках. Родители кормят и одновременно включают ребенку планшет. Возможно это и необходимость и, беда современной жизни. Но что делать. Как сказал Александр Кушнер: «Времена не выбирают, в них живут и умирают…». Мир меняется, а человеческая сущность остаётся. Так, что все нормально и читать надо хорошую литературу. Взрослые дети берут книжки потоньше. Им не нужен том «Избранное Лермонтова», они возьмут «Героя нашего времени» отдельно. Очень многих волнует печатный текст, многим нравится перелистывать страницы.

- Сейчас распространены электронные книги, кажется, это удобно.

- Когда появился печатный станок все возмущались, что из книги уйдет искусство. Книга же писалась, переплеталась, рисовалась, она была индивидуальной. Книга как материальный источник информации никуда не денется. Она, может быть, истреплется, но информация из нее никуда не денется. А файл может исчезнуть. Как исчезает интимность чтения, душевность и сопереживание. Возможно, техника дойдет до того, что электронные листы будут перелистываться, шуршать, делать то, что может и должна делать книга.

На встрече с Умберто Эко (он выступал у нас в Доме Книги), он хорошо сказал: «Есть такие изобретения человечества, которые никогда не исчезнут, например, колесо. Оно как было, так и осталось. И книга». И библиотекари с ним согласны.

Источник

Размести этого манула на своем сайте и он всегда будет приносить тебе удачу! :)

Манул-талисман

Мировые новости