Роскачество совместно с Россельхознадзором и Роспотребнадзором подвело итоги первого всероссийского масштабного исследования самого популярного в России сливочного масла – с жирностью 72,5 %. Испытания, организованные по поручению правительства РФ, охватили подавляющее большинство торговых марок масла, производящегося на территории всех российских федеральных округов. Об этом говорится в сообщении Роскачества.
В рамках веерного исследования Роскачеством было изучено сливочное масло 72,5 % жирности. Всего – 82 торговые марки, совокупная доля которых на рынке составляет более 70 %. Товары были закуплены в регионах восьми российских федеральных округов: Дальневосточного, Приволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Сибирского, Уральского, Центрального и Южного. Испытания проведены по 23 показателям качества и безопасности.
Как показали результаты исследования, бо́льшая часть продукции на российском рынке – хорошего качества и, безусловно, безопасная. В частности, 23 % исследованных товаров смогут претендовать на получение российского Знака качества. Нарушения же обязательных требований законодательства были обнаружены в 37 % исследованного сливочного масла. В частности, они касались подмены молочного жира растительным, занижения жирности в продукте, наличия бактерий и микробиологической порчи, содержания консервантов, антибиотиков, а также недостоверной маркировки по массе нетто.
Доля фальсификации растительными жирами сливочного масла с жирностью 72,5 % составила 12 % от всего объема исследованных торговых марок.
Так, растительные жиры были обнаружены в продуктах 10 торговых марок: «Аппетитно круглый год»(МО), «Буденновскмолпродукт» (Ставропольский край), «Волжаночка» (Волгоградская область), «Крестьянское из Башкирии» (Челябинская область), «Лав продукт» (МО) , «Серышевский»(Амурская область), «Сулимовское» (Челябинская область), «Сулимовское “Башкирское”»(Челябинская область), «ТД Сметанин» (МО) и «То, что надо!» (МО).
Из них 40 % пришлись на ЦФО (Московскую область), 30 % – на УФО (Челябинская область), и по 10 % на СКФО (Ставропольский край), ДФО (Амурская область) и ЮФО (Волгоградская область).
Кстати, растительные жиры ранее эксперты Роскачества уже находили в кефире торговой марки «Буденновскмолпродукт» и сливочном масле 82,5 % «Лав продукт». Как видно, эти производители не провели работу над ошибками и вновь были замечены в фальсифицировании своих продуктов.
У продуктов торговых марок «Аппетитно круглый год» (собственная торговая марка сети «Карусель»), «ТД Сметанин» (СТМ сети «Магнит») и «То, что надо» (СТМ сети «О’Кей») один производитель – ЗАО «Озерецкий молочный комбинат». Как видим, для перечисленных СТМ он изготавливает фальсификат. Однако этот же производитель производит сливочное масло для ТМ «Экомилк» (качественное и безопасное), а также для СТМ сети «МЕТРО Кэш энд Керри» (Fine life). Сливочное масло Fine life признано высококачественным. Это говорит о том, что торговая сеть «МЕТРО Кэш энд Керри» следит за качеством продукции под своей СТМ.
Читая названия продуктов, потребитель может подумать, что в список фальсификата вошло знаменитое масло из Башкирии, поскольку среди наименований образцов встречается «Крестьянское из Башкирии» и «Сулимовское “Башкирское”». Однако оба эти масла производят в Челябинской области. Первое – ООО «Челяб-масло», второе – ИП Тимошкин В. М.
О других нарушениях:
-
По результатам испытаний, экономят на жире и указывают недостоверную жирность сливочного масла производители 11 % всех исследованных торговых марок.
-
Нарушения по микробиологическим показателям эксперты обнаружили у масла 9,8 % исследованных торговых марок. Причем у половины из них нашли сразу и кишечную палочку, и повышенное количество бактерий.
-
Консерванты были обнаружены в 5 % всего исследованного сливочного масла.
-
Различие фактической и заявленной массы нетто встретилось экспертам только один раз за исследование.
-
Любопытно, что одни и те же виды антибиотиков встречались у торговых марок, производящихся в одном регионе. Лидерами по масштабу использования антибиотиков стали Сибирский и Уральский федеральные округа. Однако здесь были зафиксированы только следовые количества антибиотиков, разрешенные законодательством. А вот единственное за всё исследование нарушение пришлось на Приволжский федеральный округ (Оренбургскую область).
Также исследование в очередной раз подтвердило, что идеальный продукт не значит самый дорогой. Так, в топ-10 самых дешевых сливочных масел вошли продукты трех торговых марок с самой высокой оценкой в 5,5 балла. Это «Вкуснотеево» (Воронежская область) – 36,1 руб. за 100 грамм, «Каждый день» (Омская область) – 39,9 руб. за 100 грамм, «Приволжский молочный завод» (Нижегородская область) – 41,6 руб. за 100 грамм.