В начале 2020 года темпы роста инфляции, по оценке ЦБ, окажутся ниже 3%, но регулятор объясняет это исключительно техническими факторами.
Резкий рост цен для экономики и граждан – безусловно, крайне неприятное явление. Однако и заметное снижение темпов инфляции – совсем не радующее развитие событий, так как свидетельствует о падении темпов развития экономики, а фактически стагнации в ней. Сегодня российский регулятор попал в сложное положение - его борьба с ценами путем сильного повышения процентной ставки оказала давление на темпы роста ВВП РФ, и сейчас как-то приходится объяснять происходящее.
ЦБ и объясняет – по старой традиции пытаясь успокоить себя, власти, экспертов и россиян. Так, сообщила первый зампред Банка России Ксения Юдаева журналистам в Госдуме, Банк России ожидает существенное замедление инфляции в первом квартале 2020 года – ниже 3%, но оно будет носить технический характер. Это будет нижней точкой инфляции в 2020 году, считает представитель ЦБ.
«Я думаю, что да (будет минимальным значением за 2020 год), просто 3% будет техническое снижение, связанное с эффектом базы. Постольку, поскольку политика наша уже смягчалась, и смягчилась достаточно серьезно, то со стороны нашей политики факторы, как бы ускоряющие инфляцию, к этому времени уже должны начать действовать, но опять-таки нужно смотреть на комбинацию всех других факторов», - передает Finmarket слова первого зампреда ЦБ.
«Я бы даже сказала, что может быть такой некоторый скачок (вниз) между четвертым кварталом и первым. Он опять же будет носить технический характер, потому что разовые факторы привели к техническому скачку инфляции в первом квартале этого года, они добавили, соответственно, разовое их вычитание приведет к некоторому серьезному разрыву между инфляцией четвертого квартала и первого квартала», - подчеркнула Ксения Юдаева.
За прошедший год в России четыре раза снижалась ключевая ставка: в последний раз – сразу на 50 базисных пунктов, до 6,5%, напоминает вице-президент РФИ банка Елена Чижевская. Регулятор последовал примеру европейских стран, которые смягчают денежно-кредитную политику, чтобы стабилизировать экономику. Снижение ставки привело техническому снижению уровня инфляции, в 2020 году она может опуститься до 3%. ЦБ постоянно пересматривает прогнозы в сторону снижения.
Изначально Центробанк планировал в 2019 году инфляцию на уровне 4,5%, затем пересмотрел в сторону 4%, так как в стране был отмечен слабый рост ВВП, низкий спрос на товары и снижение реальных доходов населения. Кроме того, очень слабо растет экспорт товаров, на который негативно влияет торговая война США и Китая. Сейчас прогноз на 2020 год составляет 3,5-4% в первом полугодии, но не исключена новая коррекция.
Да, признает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, действительно эффект высокой базы, созданный повышением ставки НДС с 1 января базового 2019 года с 18% до 20%, теоретически может привести к техническому снижению темпов инфляции в расчетном 2020 год. Но, как на то вполне справедливо указывают в ЦБ, лишь теоретически. Аналитик напоминает, что о планах правительства повысить ставку налога на добавленную стоимость стало известно заблаговременно, поэтому дополнительные расходы в цепочке производства начали закладываться уже в четвертом квартале 2018 года.
Кроме того, январь в частности и весь первый квартал года в целом - это время реализации товарных запасов и остатков, сформированных ранее. Повторюсь, что повышение ставки НДС не было неожиданностью ни для производителей, ни для ритейлеров, поэтому в преддверии Нового года были сформированы внушительные запасы, которые реализовывались в первые месяцы 2019 и таким образом реальная инфляция в январе и даже феврале прошлого года оказалась ниже уровней, которых она могла бы
достигнуть.
В январе в годовом выражении темпы инфляции оценивались в 5%, однако по сравнению с декабрём 2019 г. изменилась всего на 1,0%. Стоит признать, говорит Алексей Антонов, что, несмотря на отсутствие шоковых факторов, с наступлением нового 2020 года цены производителей и розница в любом случае изменятся, и отнюдь не в меньшую сторону. Причина все та же: низкая деловая и производственная активность в январе стимулирует к наращиванию товарных запасов в конце года.
Эти относительно дешевые товары будут реализовываться в январе, но уже к середине-концу месяца новые поставки по уже проиндексированным ценам начнут ускорять темпы инфляции. «Таким образом, – полагает эксперт, говорить о наличии гарантии реализации предложенного регулятором сценария относительно замедления инфляции в связи с эффектом высокой базы, нельзя».
«И все же с заявлением ЦБ сложно не согласиться», – возражает заместитель председателя правления Локо Банка Андрей Люшин. В сентябре 2019-го годовая инфляция снизилась с 4,3% до 4%, в октябре – до 3,7%. По итогам 2019 года ожидается снижение показателя годовой инфляции до уровня 3,2-3,7%. В 2020 году прогнозируется уровень 3,5-4%, а в первом квартале следующего года инфляция составит 3%. Факторы, влияющие на эти прогнозы – слабый внешний и внутренний спрос, который в краткосрочной перспективе сдерживает рост потребительских цен. Дополнительным фактором служит отставание расходов бюджета от графика
и снижение темпов роста мировой экономики. Вследствие последнего фактора снижается спрос и на российский экспорт.
В случае отсутствия негатива от внешних факторов обозначенный Центробанком уровень инфляции станет поводом к следующему понижению ключевой ставки до конца этого года, уверен Андрей Люшин. При сохранении ситуации в первом квартале 2020 года можно с большой долей вероятности ожидать минимум еще одно понижение. Ситуация в российской и мировой экономике становится все менее предсказуемой и это вынуждает регулятора гибко подстраиваться под разные сигналы. В ситуации ускорения инфляции в 2020-2021 годах ЦБ придется пересмотреть свою политику и вернуться к практике повышения ключевой ставки