Банк России заявил, что темпы роста кредитования в России вполне приемлемые и не создают рисков для экономики
Угрозы для ценовой стабильности в России со стороны темпов роста кредитования в стране нет. По крайней мере так считает российский регулятор. «Кредитная активность в 2020-2022 гг. в целом продолжит увеличиваться темпами, соответствующими повышению платежеспособного спроса, и не создающими рисков для ценовой стабильности», - говорится в докладе о денежно-кредитной политике ЦБ РФ.
И хотя долговая нагрузка экономики в дальнейшем продолжит плавно расти, формируясь при этом на уровнях, не создающих угроз для финансовой стабильности, сообщает агентство ТАСС со ссылкой на мнение Банка России. Регулятор ожидает, что темпы роста розничного кредитования начнут плавно замедляться, в том числе в связи с мерами, направленными на ограничение повышения долговой нагрузки населения в целом и отдельных категорий заемщиков в частности, а также в связи с насыщением розничного кредитного рынка.
В свою очередь предстоящее постепенное смягчение ценовых условий кредитования окажет поддержку стабильному росту корпоративного и ипотечного сегмента. Неценовые условия кредитования будут смягчаться постепенно, отражая сохранение консервативного подхода банков к оценке заемщиков и принятию рисков.
«Я склонен согласиться с линейным консервативным прогнозом ЦБ, но с рядом оговорок, – комментирует заявление Банка России аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. – Рост кредитования в России действительно не способен пока создать сколько-нибудь значимых рисков для экономики, потому что потребительский спрос все же остается очень слабым: пять лет снижения реальных доходов граждан привели к тому, что кредиты берутся в том числе и для погашения других кредитов, а также просто для поддержания текущего уровня жизни».
Консервативная экономическая политика в отношении денежной эмиссии и ключевой ставки, по словам эксперта, привели к тому что, что кредиты и бизнесу, и населению остаются умеренно доступными, ставки по ним не падают до отметок, когда могли бы стимулировать экономический рост и надувание кредитного пузыря. ВВП растет на 1-1,5% в год – медленнее, чем развивающиеся страны в среднем, но зато надежно и постепенно, опираясь в основном на госрасходы, инфраструктурные стройки, нацпроекты и на добычу нефти и газа.
Как предполагает Алексей Антонов, именно цена нефти может стать тем внешним фактором, которые может сломать такое линейное развитие. Скажем, если разногласия в OPEC+ будут нарастать, то может не удержаться соглашение о сокращении добычи, рынок получит дополнительный объем предложения нефти 1-1,2 млн баррелей в сутки, и цена может упасть до 45-50 долларов, находясь в опасной близости от цены отсечения, заложенной в бюджетом правиле. В то же время Фонд национального благосостояния составляет всего около 7% ВВП, способен поддерживать госрасходы в течение не более 2-3 лет.
В рамках текущей консервативной экономической политики, полагает Алексей Антонов, следовало бы также более сдержанно относиться к идее тратить ФНБ, а лучше было бы продолжать наращивать его накопления, чтобы увеличить стабильность экономики. ФНБ в ряде стран, которые используют такой инструмент, достигает 100% ВВП и позволяет балансировать многие макроэкономические риски, в том числе и риск надувания кредитного пузыря.
Объемы кредитования же будут расширяться, если население сможет себе похвалить платить по этим кредитам, уверена старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. Сниженная ставка по кредитным банковским продуктам - это прекрасно, но без роста реальных доходов граждан (настоящих, а не тех, что «нарисовал» Росстат) динамики здесь будет слишком мало, говорит она. Естественно, что в ЦБ это понимают и закладывают в прогнозы. На таком фоне долговая нагрузка может увеличиваться очень плавно, что действительно не создаст угрозы ни экономике, ни ценовой стабильности