Российские власти намерены максимально облегчить создание предприятий в стране.
Как заявил вице-премьер - руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко на совещании у Дмитрия Медведева, власти намерены «серьезно сократить» ряд требований к учредительным документам собственников, которые намерены создавать новые предприятия. По его словам, на сегодняшний день учредительные документы, а именно уставы предприятий, на 95% состоят из императивных норм законодательства.
Как подчеркнул вице-премьер, на этапе перехода к рыночной экономике предъявление подобных жестких норм было оправдано, потому что служило росту правосознания российских граждан, включая предпринимателей. Однако в настоящий момент происходит утяжеление жизни как бизнеса, так и государства. И в существующей конструкции нет никакого смысла. "Поскольку все, что написано в законе, оно будет применяться независимо от того, будет ли это инкорпорировано в учредительные документы или нет", - сообщил чиновник.
Благодаря отмене ряда норм, отметил Константин Чуйченко, в России будет легче учреждать предприятия. Устав в этом случае будет состоять из 1-2 страниц, крупным компаниям не надо будет поспевать за изменениями действующего законодательства, приводя в соответствие свои уставы. Кроме того, упростится и работа государственного контроля, чиновники смогут избежать необходимости проверки корректности учредительных документов с точки зрения соответствия законодательству.
Учитывая, что президент поставил задачу увеличить армию предпринимателей до 25 млн человек в следующие 6 лет, данная мера могла бы неплохо ускорить этот процесс, полагает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Старт нового предприятия должен быть легким, как и все процедуры, которые проходит бизнесмен. Иначе получаются такие казусы, когда появляется целый рынок, помогающий проходить регистрацию за отдельную плату.
К тому же, добавляет эксперт, упрощенные процедуры также значительно повышают инвестиционную привлекательность страны. Их же щедро оценивают такие инвестиционные рейтинги как Doing Business, на который опираются международные компании. Однако «упрощенка» по регистрации, если не будет идти в комплексе с другими стимулирующими мерами, будь то упрощение налоговой отчетности или доступа к льготному финансированию, снижения уголовного давления на бизнес, вряд ли будет иметь значительный эффект.
Такие предложения можно только приветствовать: для развития предпринимательства в России необходимо создать среду, в которой создать и ликвидировать компанию было бы просто, не занимало много времени, уверен аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Текущая процедура тоже достаточно проста, но все же породила огромное количество фирм-посредников, а также готовых компаний, которые предлагается приобретать за деньги.
Сократив требования к уставу создаваемых малых и средний предприятий, страна сэкономит десятки тысяч человеко-часов в год, сэкономит бумагу и мощности персональных компьютеров, которые эти документы хранят и обрабатывают. Это, уверен эксперт,поможет сокращению времени подготовки тендерной документации, так как там часто требуется устав, прошитый и заверенный, хотя какого-либо смысла с точки зрения тендера и работы по его итогам эта документация не несет.
Хочется надеяться, говорит Алексей Антонов, что это первое изменение из череды изменений в сфере малого и среднего бизнеса, следующие должны касаться упрощения бухгалтерского учета и его ускоренная автоматизация. Сейчас переводом бухгалтерии в удобную, понятную электронную форму занимаются в основном небольшие частные компании, но с госфинансированием можно было бы эту практику распространить на всю страну.
Согласно указу президента от 2012 года, улучшение условий ведения бизнеса должно вывести Россию на 20-е место во всемирном рейтинге Doing Business уже в этом году, и под этот указ можно сделать много рационализаторских предложений, думаю, что министры будут активно этим заниматься до конца 2018 года. Сейчас Россия входит, например, в топ-10 стран с наилучшими условиями подключения бизнеса к сетям. В топ-12 — по простоте процесса регистрации имущества. Всемирный Банк посчитал, что запустить свое дело в России можно за 10 дней и с помощью 4 процедур. Если частично упростить одну процедуру, то, полагает Алексей Антонов, может быть, получится укладываться в 9 дней, ведь это упрощение происходит как на стороне предпринимателя, так и на стороне регистрирующего органа, и это сэкономленное время — суммируется.