В «Нафтогазе» заявили, что предложат российской газовой компании десятилетний контракт на перекачку 60 млрд кубометров газа в год.
Как заявил исполнительный директор украинской нефтегазовой компании Юрий Витренко, «Нафтогаз Украины» предложит «Газпрому» забронировать мощности для транзита сроком на десять лею По оценке украинской стороны, средний объем поставляемого в систему газа должен будет составлять порядка 60 млрд кубометров газа в год в течение этого срока, пишет РИА Новости.
Заявление по сути представляет собой ультиматум. «Фактически на переговорах вопрос будет, принимает ли это предложение российская сторона», — заявил представитель украинской компании.
Со своей стороны Украина обеспечит мощность на уровне 90 миллиардов кубометров в год, добавил Юрий Витренко. «То есть 90 минус 60 — это 30 млрд кубометров свободной мощности, которая будет доступна для бронирования другими компаниями», — пояснил он. При этом, по его словам, возможна некоторая гибкость: в один год «Газпром» может забронировать больше, в другой — меньше, но в среднем это должно быть 60 млрд кубометров.
Предложенные «Нафтогазом» объёмы бронирования газового транзита отражают потребности украинской стороны, но не совпадают с перспективными планами «Газпрома», комментирует это сообщение руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман.
Камень преткновения здесь – строящийся газопровод «Северный поток-2», объясняет эксперт. Сейчас объём российского транзита через газотранспортную систему (ГТС) Незалежной составляет порядка 90 млрд куб. м в год. Именно такую цифру называет «Нафтагаз» в качестве общей мощности для транзита на будущее. Из них «Газпрому» предлагается гарантированно заполнить 60 млрд куб. м. Это объём, который, по оценкам экспертов, минимально необходим «Нафтогазу» для поддержания рентабельности ГТС, окупаемости только текущих затрат на неё.
Но интрига в том, рассказывает Марк Гойхман, что с введением «Северного потока -2» конъюнктура резко поменяется. Он в 1,5 -2 раза удешевит поставки газа из Россию в Европу по сравнению с прокачкой через Украину. Кроме того, её ГТС не сможет обеспечить в перспективе удовлетворение возрастающего спроса на газ в Европе. ГТС крайне изношена. Прошлые европейские кредиты на её модернизацию в реальности были направлены в основном на иные цели.
На поддержание системы нужны примерно 200 млн евро в год, но сейчас фактически направляются лишь 20 млн евро. Есть опасения, полагает аналитик, что уже через пару лет, при сохранении текущего положения дел, ГТС просто не сможет работать. Таким образом, дальнейшее использование транзита через Украину в прежних или даже в предлагаемых Киевом объёмах может иметь лишь политическую важность для Европы, но нерационально с экономических и технических позиций.
«Газпром» же предполагает уменьшить транзит через Украину до 10-15 млрд куб. м в течение 3-5 лет после запуска нового прямого северного маршрута. Для Украины это означало бы снижение доходов от транзита на 2,7 млрд долларов в год, или 3% ВВП. Таким образом, заключает Марк Гойхман, новое предложение «Нафтогаза» о сохранении на 10 лет прокачки «Газпромом» 60 млрд куб. м достаточно одностороннее. Для России такие обязательства были бы невыгодны. А с учётом политической составляющей такое соглашение тем более маловероятно с российской стороны