ЗаМанула.ru - информационно-познавательный сайт о мануле. Интересные факты, фотогалерея, видеотека и возможность погладить кота.

25.04.2019

"Толкин - создатель новой вселенной"

На третье мая запланирована мировая премьера фильма «Толкин», который расскажет об учебе британского писателя Джона Р. Р. Толкина в школе, его встрече с будущей женой и службе на фронте во время Первой мировой войны. Режиссером фильма стал Доме Карукоски («Сердце льва»), а главную роль сыграл Николас Холт («Безумный Макс: Дорога ярости»).

В преддверии премьеры семья писателя заявила, что «не одобряла, не давала разрешения и не участвовала в создании» фильма «Толкин». Об этом сообщает газета «The Guardian». Наследники автора «Хоббита» и «Властелина колец» подчеркнули, что «не поддерживают ни фильм, ни его содержание». Прежде экранизации произведений Толкина вызывали подобную бурную реакцию и у семьи писателя, и у его поклонников по всему миру.

Ценителей и знатоков творчества Толкина мы попросили объяснить причины бешеной популярности книг автора, феномена возникшей в связи с этим субкультуры, а также описать свои ожидания от байопика «Толкин».

Вадим Климачев, историк, преподаватель английского языка и литературы Санкт-Петербургского государственного университета

«Мир профессора Толкина не менее реалистичен, чем тот, который мы можем наблюдать сквозь перекрестье оконной рамы. Эта сентенция, с которой я как-то столкнулся в одной из работ по толкиноведению, объясняет, на мой взгляд, ту невероятную популярность, которую обрело творчество этого автора.

Моделирование любой параллельной реальности – будь то сценическая ситуация в театре, кино или реконструкция легендарно-исторических событий – предполагает вживание и погружение в роль, которая невозможна без определенной атрибутики, реквизита и декораций. Притягательность самого перевоплощения состоит в той свободе, пусть и иллюзорной, которую человек получает в плане своей творческой – и даже жизненной – реализации, в создании нового феноменологического конструкта внутри и вокруг собственного «Я». Это новое измерение личности позволяет преодолеть комплексы и страхи через обретение новой идентичности в лице одного из толкиновских персонажей. Поэтому так притягательны для толкинистов ролевые игры и реконструкции по мотивам книг Толкина.

Поклонники Толкина многого ждут от экранизаций фильмов любимого автора. И, возможно, еще большего ждут от биографического фильма о нем. Потому что мир Толкина – это целая мифологическая Вселенная, и в глазах адептов системы автор неизбежно трансформируется в Демиурга с сакральными чертами и функциями. Это обязывает к особой подаче любой биографической информации, которая в любой момент может трансформироваться в информацию квазибиографическую, и даже существование авторизованного жизнеописания от Хамфри Карпентера не исключает появление апокрифов…

К тому же, любая экранизация – это домысливание сюжетов и образов, являющееся следствием режиссерской интерпретации событий и действующих лиц. Эти манипуляции следует принять как данность – они так или иначе присутствуют во всех киноверсиях эпопеи о Средьземелье. Особенно досталось из-за этого троекратно удлиненному «Хоббиту», при том что Том Бомбадил, один из принципиально значимых для мифологемы Толкина персонажей, во «Властелине Колец» был безжалостно секвестрирован.

Выходящий байопик следует рассматривать сквозь ту же призму. То есть как сугубо художественный продукт, предполагающий определенные допущения. Все равно Толкин будет у каждого из его последователя свой. Главное, чтобы разница в прочтении не привела к межрасовому конфликту с тяжкими телесными повреждениями на очередной реконструкции»

Марина Дробкова, писатель

«Мы любим Толкина не просто как писателя, а как создателя других миров. Его роман «Властелин колец» - это и есть такой мир, параллельный нашей реальности, но от этого не менее реальный. Этот роман стоит в одном ряду с «Гарри Поттером» и «Игрой престолов». Мы все устаем от рутины и повседневности, и нам хочется сбежать во что-то сказочное, волшебное. Почему именно Толкин с «Властелином колец» для этого подходит? Потому что, несмотря на волшебство и фольклор, история близка к реальной, то есть в нее легко войти со своим обыденным жизненным бэкграундом. К тому же, в эта история не так уж далека от реальности, сам Толкин утверждал, что в ней отразилась Вторая мировая война.

Более-менее очевидная историческая конкретика сочетается в этой истории с вечными и всем понятными героями-архетипами: король, маленький человек, друг…

Субкультура, зародившаяся на основе «Властелина колец», во многом подпитывалась виртуальными играми, которые позволили погрузиться в фантастический мир Толкина глубоко. Людям хотелось почувствовать себя эльфом, хоббитом, пострелять из лука, испытать новые эмоции. Мне кажется, это естественно. В Робин Гуда же тоже все играли...

Экранизация «Властелина колец» кажется мне очень удачной. От биографического фильма о Толкине жду прежде всего возможности погрузиться в творческий мир писателя и понять творческий процесс, начиная от зарождения замысла до финальной точки в романе»

Шимун Врочек, писатель

«Мне кажется, что магия Толкина в том, что он первый серьезно подошел к делу. Профессор рассказывал сказки без скидок на детей, он рассказывал сказки так, что взрослые сами становились детьми. «Властелин колец» — это история невероятного и при этом абсолютно точно существующего волшебного мира. Конечно, там действуют некие дополнительные законы, отличающие его от нашего, но этот мир реален.

И реален его главный персонаж – обычный обыватель, хоббит. Фродо думает, что не герой. Но он не принимает точку зрения «я ничего не могу изменить», он идет и борется. Он сражается со злом до последнего. Маленький человек может изменить судьбу огромного мира. В этом привлекательность Фродо.

Сейчас в силу профессиональной необходимости, я изучаю разные байопики. Удивительно, но вымышленные истории точнее и честнее отражают жизнь героев, чем подчеркнуто реалистичные. Поэтому мне кажется самый правильный подход в этом отношении – у Жоанна Сфара, режиссера фильма «Генсбур. Любовь хулигана». Сфар не стал не делать реалистичный фильм, наоборот, он намеренно сделал практически фантасмагорию. Там гигантская рожа ходит за мальчишкой, а затем за взрослым Генсбуром. При этом режиссер сумел очень точно показать противоречивую личность поэта и певца, его страхи и мечты, мощь его таланта. От этого кино-Генсбура реально можно зафанатеть. Я считаю, это прекрасная работа, прекрасный фильм.

И наоборот. Недавно я смотрел «За пропастью во ржи», где играет тот же самый Николас Холт, что и в «Толкине». Плохой фильм. Заглаженная, неглубокая история с вроде бы оскаровскими страстями, но – при всем реализме подачи – ощущение «пластика».

К сожалению, по трейлеру фильма «Толкин» было ощущение, что это фильм-близнец «За пропастью во ржи», где играет тот же Николас Холт. Очень сложно создать произведение, которое будет адекватно масштабу таких личностей, как Сэлинджер и Толкин. Они же не политики, не полководцы. Никаких внешних эффектов. Они просто садятся за стол и создают мир на бумаге. Это всегда очень сложно показать. В общем, посмотрим. Я не очень многого жду от фильма, может, это и хорошо. Может, фильм меня удивит»

Источник

Размести этого манула на своем сайте и он всегда будет приносить тебе удачу! :)

Манул-талисман

Мировые новости