В беседе с Newsrussia.media сексолог Екатерина Федосова рассказала о том, почему современная молодежь не стремится подчеркнуть свою сексуальность и выделиться, чем отличаются асексуалы и антисексуалы, и стремятся ли молодые люди избежать отношений.
Екатерина Федосова:
— Давайте для начала определимся с терминологией. Есть асексуал — это человек, не испытывающий сексуального влечения. Асексуалы, как правило, люди с очень высоким уровнем интеллекта (иногда это такой вид гиперкомпенсации), и это буквально видно. Часто есть некоторые
изменения в гормональном фоне, которые внешне делают гендерные мразличия менее заметными.
Асексуал – это человек, который хочет любить, дружить, встречаться, но в сексе он абсолютно не нуждается. При этом физиологических проблем у него/неё обычно нет. Они даже могут мастурбировать, чтобы снять напряжение, испытав оргазменную разрядку. Но вот в отношениях секс ему не нужен.
Причины могут быть как соматические — снижен уровень тестостерона или отдел головного мозга, который отвечает за сексуальное возбуждение, работает иначе, — так и психологические. Часто там, где есть асексуальность, не обходится без травм. Иногда у асексуалов наблюдается снижение чувствительности от уровня живота и ниже. То есть на уровне груди он еще чувствует что-то, в том числе, обиду, боль, а все, что ниже, — абсолютно нечувствительно.
Что такого могло произойти с маленьким ребенком, что он решил перестать слушать себя? Да все, что угодно. Также асексуальность может иметь обсессивно-компульсивный характер. Например, человек чего-то очень сильно боится — того, что он какой-то перверт, педофил, зоофил, некрофил. Или мальчик боится, что станет гомосексуалом, а девочка, что станет лесбиянкой. Или человек боится, что, высвободив свое либидо, он может попасть в зависимость от своей страсти или от другого человека. И как бы приказывает (бессознательно) своему организму не испытывать никакого сексуального импульса вообще. Такие страхи тоже могут приглушать сферу секса. Причиной может быть и насилие – как физическое, так и моральное.
С годами асексуальность может прогрессировать. Но важно помнить, что это не патология и не диагноз. Это самоощущение человека. То есть только он сам может себя таковым назвать. Страдает ли асексуал от своей асексуальности? Чаще всего он страдает, когда сталкивается с какими-то любовными отношениями, так как близости-то асексуалы хотят.
«Люблю, но сексом заниматься не могу». Или «я лишена целой гаммы ощущений или целого пласта удовольствия» — как будто ем что-то, не ощущая вкуса.
Асексуал может прийти на терапию, если его самого это беспокоит, и она может быть успешной.
Есть еще антисексуал – человек, который может испытывать сексуальное влечение, но не занимается сексом, так как выступает против него. То есть можно сказать, что антисексуальность – это некое мировоззрение, философия. Иногда антисексуалами становятся асексуалы, так как эта концепция созвучна их психофизиологии. Но интересно, почему люди, у которых ранее был сексуальный опыт «вдруг» принимают решение о том, что в их жизни секса больше не будет?
Практикующие сексологи знают, что чуть ли не в каждой пятой паре секса либо нет вообще, либо он случается крайне редко. Но! Они же об этом не кричат, не объявляют себя антисексуалами. Им как бы все равно – ну нет и нет, а есть – хорошо.
Антисексуалы же – это люди, которые заявляют о себе и своих взглядах против секса. Это некое движение, сообщество единомышленников. Это говорит о некоем внутреннем конфликте. Каком?
Я – не животное! Я выше! И я противен (-на) себе как биологическая единица. Мне противно даже то, что я какаю, писаю, пукаю, сморкаюсь. А секс с его пыхтением, потением смазкой, слюнями – это вообще отвратительно. Я сохраняю свою жизненную энергию и буду жить дольше этих примитивных людишек, которые занимаются сексом. Секс – это ядро и яблоко раздоров, конфликтов. Из-за него рушатся семьи, люди убивают друг друга. Я никогда не заражусь венерическими заболеваниями. У меня никогда не будет нежеланной беременности. Мне никто не разобьет сердце, так как я никого не подпущу к себе слишком близко.
Часто, глядя на половой акт или представляя его, антисексуал скажет, что его тошнит, что он испытывает рвотный рефлекс, что ему очень неприятно. Ну с чего вдруг у человека такая брезгливость, отрицание биологии, естества, телесности? Часто это связано с какими-то пережитыми ситуациями, особенно в детстве. Во время психотерапии, даже в легком трансовом состоянии, следуя за этим чувством, человек попадает в какое-то ранее воспоминание, в котором он впервые ощутил что-то отвратное – видел, как занимаются сексом родители и прочее. При наблюдении как за асексуалами, так и за антисексуалами, можно заметить, что там совсем «нет тела», оно как бы выключено, как и чувства.
Говоря о том, почему же современные парни и девушки не пытаются выделиться, можно сказать, что это связано с несколькими причинами.
Первая — это продолжающаяся мода на унисекс в одежде, прическах и прочее. «Так удобно и это главное!».
Вторая — протест против навязываемой рекламой и СМИ сексапильности (даже не сексуальности). Человек не хочет быть «мясом», объектом и сознательно или нет начинает прятать телесность, внешность, чтобы его ценили за внутренние качества.
Третья — если мы говорим о подростках, то для них часто важно принадлежать к какой-либо группе, в которой, в свою очередь, могут быть установлены свои каноны красоты, внешности, стиля, и молодые люди будут следовать им.
Асексуальность также может быть в основе такого внешнего образа, ведь если нет влечения, нет потребности в сексе, а значит, не стоит и задача «привлечь» партнера или «поохотиться».
Хотя есть еще одна очень любопытная вещь. В ходе одного из исследований гендерных проблем его участники были поделены на несколько групп с условными названиями:
— Мужественные мужчины
— Женственные женщины
— Женственные мужчины
— Мужественные женщины
— Недифференцированные мужчины
— Недифференцированные женщины
— Андрогинные мужчины
— Андрогинные женщины
Оказалось, что в условиях современного общества наиболее успешными и эффективно взаимодействующими с окружающими оказались представители двух последних групп, для которых были характерны высокие показатели по всем параметрам — и условно «мужским», и условно «женским», в том числе, внешним данным, когда люди не демонстрируют свою исключительную маскулинность или феминность.
Свои вопросы сексологу Екатерине Федосовой вы можете отправить по почте newsrussia.today@gmail.com