ЦБ РФ задумался об излишне высокой доле Сбербанка на рынке, хотя сам сделал все, чтобы укрепить его позиции, пишет Bloomberg. За последние три года регулятор закрыл более 300 банков, и подавляющее большинство их клиентов перекочевали именно в самый крупный российский госбанк. Теперь ЦБ заинтересован в создании системы быстрых платежей для частных лиц, которая должна дать другим финансовым институтам шанс конкурировать со Сбербанком.
Проект был представлен еще в апреле. Его цель - усилить конкуренцию в сфере платежей.
Над ним работает Национальная система платежных карт - операционный и клиринговый центр, созданный ЦБ в 2014 году для обеспечения независимости платежей россиян от Visa и Mastercard, напоминает Finmarket. Проект с рабочим названием "Система быстрых платежей" может заработать уже в следующем году и будет конкурировать с онлайн-сервисом Сбербанка, дав возможность клиентам всех финансовых организаций переводить деньги оперативно и почти бесплатно.
Косвенно желание ЦБ ограничить позиции Сбербанка ранее подтвердила глава регулятора. "У нас есть проблема концентрации в банковской системе, - сказала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в интервью Bloomberg ТВ в Санкт-Петербурге. - И даже проблема не в том, что у нас большая доля пяти банков - у нас, например, доля пяти банков меньше, чем во многих странах - но у нас один банк очень крупный и остальные гораздо меньше".
Действительно, признает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов, монопольное положение Сбербанка на рынке переводов между физлицами, при большом количестве жалоб со стороны клиентов — это странное положение, в которое попал российский банковский сектор, и, если регулятор не вмешается, дальше оно будет только ухудшаться. Дело в том, объясняет эксперт, что монополист имеет возможность не придавать большого значения жалобам, может годами сохранять неизменным качество сервиса — во-первых, потому что модернизация в таком масштабе стоит миллиарды рублей и нелегко убедить контролирующего акционера в необходимости их тратить, а во-вторых, потому что «и так работает».
Если зайти на любой банковский форум, можно увидеть множество постов, где клиент рассказывает о том, что ему заблокировали карту, а для разблокировки предлагают придти в отделение, и иногда — прийти не один раз. Такая ситуация, полагает Александр Шустов, является тормозом для экономического роста, замедляет оборот денежных средств, и замедляет рост капитализации самого банка-монополиста.
Но, полагает эксперт, очень радует, что регулятор начинает вести антимонопольную риторику. Возможно, считает он, со временем она перерастет во что-то большее, например, в отказ от доминирования государственных банков на рынке банковских услуг в целом, в появление новых крупных частных банков, играющих по правилам ЦБ, но задающих всему рынку планку по качеству обслуживания клиентов, в том числе удаленному обслуживанию.
В прошлый раз, когда в 2010 году регулятор упомянул, что Сбербанк «достаточно много нарушений допускает, и мы сделать ничего не можем», капитализация последнего провалилась почти на 1 млрд долларов. Пока рынок реагирует лишь незначительным снижением обыкновенных акций Сбербанка, на 0.1%, потому что инвесторы понимают: чтобы стратегия ЦБ сработала, нужен план действий, расписанный по годам и по кварталам, а этого пока нет.
Между тем, рассказывает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман, создание системы быстрых платежей (СБП), оператором которой станет сам Центробанк – многоцелевой проект. Он действительно подрывает доминирующее положение Сбербанка в данной сфере, но при этом причудливым образом полностью соответствует фактической политике ЦБ последних лет по концентрации в банковском секторе, централизации управления и усилению контроля. Ведь забирая часть операций у Сбербанка и других банков, регулятор замыкает их непосредственно на себе.
ЦБ станет оператором и расчётным центром СБП. Это «революция сверху», изменение привычным для России административном способом воздействия на рынок, уверен аналитик. Снижая долю Сбербанка, ЦБ не повышает доли других банков-конкурентов, а наоборот, забирает и часть их функций. Конкуренцию это не усиливает, а ослабляет. И тем не менее СБП нужно приветствовать, если в реальности она окажется такой, как задумывается. Централизованные возможности ЦБ и НСПК по проведению платежей превышают возможности отдельных банков.
Себестоимость операций будет ниже за счёт их массовости и задействования уже имеющихся расчётно-клиринговых мощностей ЦБ. Регулятор и меньше озабочен получением прибыли, чем коммерческие банки. Поэтому тарифы для потребителей действительно могут снизиться, а впоследствии могут стать бесплатными, по замыслу создателей СБП. А скорость и удобство переводов вырастет, так как они не будут замыкаться на отдельные банки и счета, а станут универсальными, с единственным идентификатором – номером мобильного телефона. Независимо от того, в каких банках находятся счета.
Кроме того, Центробанк преследует и иные важные цели, полагает Марк Гойхман. Снижение «теневой» экономики, вовлечение в открытый сектор большего количества денег, уменьшение оборота наличных. Ведь в «сером» бизнесе находится до 30% экономики, а доля наличных в платежах физических лиц составляет до сих пор порядка 75%. Появление универсальной, удобной, дешёвой, быстрой «надбанковской» системы платежей с помощью смартфонов, без карт, способно действительно повысить привлекательность «безнала» и открытости.
Это означает снижение общих издержек экономики на денежное обращение, ускорение оборота денег и снижение их необходимого количества, ускорение операций. Всё это имеет макроэкономическое значение и ведёт к росту экономики в целом, заключает эксперт. Если, конечно, все будет реализовано так, как задумывается и анонсируется.