В прошлом августе вступили в силу поправки в закон «О кредитных историях». После этого, пишут «Ведомости», в России остался только один более-менее доступный механизм, с помощью которого человек, не являющийся клиентом банка, может дать согласие на получение его кредитной истории без личного визита в банк. Так что кредитным организациям сейчас стало труднее принимать онлайн-заявки на займы от граждан, а иногда и вовсе невозможно.
Так, получить согласие на выдачу кредита можно только введя логин и пароль от подтвержденной учетной записи на портале госуслуг. Раньше банки получали такое согласие с помощью sms. При этом не у всех граждан подтверждена учетная запись, а многие не помнят свои логин и пароль. Правила же ЦБ требуют однозначной идентификация человека, что возможно обеспечить, только если он хоть раз куда-то придет для физической идентификации, например в офис банка.
То есть сегодня, чтобы получить онлайн-кредит в банке, требуется либо посетить офис компании-заемщика, либо иметь электронную подтвержденную подпись, которая есть далеко не у всех. Человек не может подать заявку на кредит без визита в банк, и это означает отказ от многих цифровых сервисов. Так, большое число россиян, обращающихся сейчас за получением кредита, например, через сайт банка, не смогут предоставить свое согласие в онлайн-режиме после принятия поправок.
Впрочем, эксперты считают, что и сами банки не так уж хотят предлагать клиентам онлайн-заявки. То, что банки отказываются от такого сервиса, говорит о том, что им вообще мало кто пользуется, уверена руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Екатерина Туманова. Видимо, и до нововведения спрос был небольшой. Сейчас население просто не хочет заморачиваться, если раньше - можно было что-то на сайте банка сделать, и этого было достаточно, то сейчас - ещё вспоминать пароли, или вообще регистрироваться, чем-то подтверждать, ждать, когда система обработает, если что-то не получилось с первого раза - повторить операцию.... Не у всех хватает терпения дойти до конца. А получить кредит хочется уже сегодня, поэтому быстрее будет добраться до банка, поговорить с живым человеком, а не бодаться с электронной системой.
Электронная форма подачи заявки на кредит - это очень простая и удобная форма, уверена эксперт. Однако, полагает она, наша страна на данный момент не готова к таким действиям. Это тот самый случай, когда очень хорошая идея не прижилась, потому что появилась раньше времени. Так, что, считает Екатерина Туманова, лет через 15 банки могут вернуться к этому. В это сложно поверить жителям крупных городов, но до сих пор есть уголки нашей страны, которые не знают, что такое «портал Госуслуг», или что-то слышали, но не пользовались - «лучше по-старинке, прийти и все сделать». На работе банков вряд ли это как-то скажется - ведь по факту ничего не поменяется.
Впрочем, указывает, в свою очередь, генеральный директор финансовой компании «Мани Фанни» Александр Шустов, подтверждение личности по sms все-таки является не слишком надежным способом идентификации заемщика. Сама технология в некоторых случаях уязвима, а если мы говорим о привлечении дисциплинированного заемщика, то такой человек, скорее всего, способен завести аккаунт на госуслугах и помнить свой пароль от него. Поправка полезна, уверен эксперт: она дисциплинирует не только кредиторов, но и заемщиков, а также ускоряет цифровизацию электронных государственных услуг в целом по стране.
По словам Александра Шустова, люди будут вынуждены регистрироваться в Госуслугах и пользоваться ими, даже если до этого избегали этой процедуры, а общество в результате получит важные статистические данные, рост компьютерной грамотности, возможность дешевле проводить сначала верификацию переписи населения, а затем, кто знает, может, и вообще всю перепись вести средствами госуслуг. То же самое касается выборов в местные органы самоуправления. Госуслуги потенциально являются очень важным инструментом, и чем больше россиян будут ими пользоваться в электронном виде, тем большие преимущества получит общество.
Электронно-цифровая подпись — это еще один важный инструмент, популярность которого нужно повышать, и, возможно, даже в неком условно-принудительном порядке, уверен Александр Шустов. Она упрощает и убыстряет деловые отношения в обществе, а это залог ускорения экономического роста. Так что, полагает эксперт, вряд ли банки откажутся от приема онлайн-заявок на кредиты, просто обществу потребуется некоторое время на переобучение, на освоение таких вещей, как менеджеры паролей, которые хранят все многочисленные пароли гражданина, в том числе и от Госуслуг.
Кредитная история — все-таки очень чувствительная информация, поэтому небольшое усложнение процедуры ее получения кредитором оправданно, если при этом повышается ее защищенность от посягательств третьих лиц. Между визитом в банк и запоминанием логина и пароля от госуслуг заемщики будут выбирать, скорее всего, второе, и чем более рутинной станет эта процедура, тем быстрее финансовая отрасль перейдет к еще более сложным удаленным транзакциям.