Предварительная оценка ВВП РФ за 2018 год, опубликованная Федеральной службой статистики (Росстатом), похожу, удивила не только россиян, аналитиков и власти, но и само ведомство. Оно подсчитало, что абсолютный объем ВВП РФ составил по итогам года 103,6 трлн руб., индекс физического объема ВВП за 2018 год относительно 2017 года – 102,3%, дефлятор - 110%.
Данные оказались рекордными для нашей страны с 2012 года, в связи с чем Росстат поспешил опубликовать объяснение своей методики подсчетов. Так, говорится в сообщении ведомства, оценка основана на оперативных данных федеральных статистических наблюдений о результатах деятельности организаций c учетом уточнений респондентов, полученных в конце года, и предварительных расчетах основных макроэкономических показателей.
В 2018 году по отношению к 2017 году рост индекса физического объема добавленной стоимости отмечается во всех отраслях экономики, за исключением отрасли «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство». Наибольшее влияние на рост индекса физического объема ВВП оказали отрасли «Добыча полезных ископаемых», «Торговля оптовая и розничная», «Транспортировка и хранение» и «Строительство». Со стороны использования ВВП, на рост его физического объема в 2018 году относительно 2017 года наиболее существенное влияние оказал опережающий рост экспорта (106,3%) над импортом (103,8%). Расходы на конечное потребление домашних хозяйств выросли относительно 2017 года на 2,2 %.
Стоит напомнить, что данная оценка значительно выше, чем ожидали власти: в конце января, напоминает РИА Новости, Минэкономразвития улучшило оценку роста ВВП по итогам года с 1,8 до 2% во многом благодаря подъему в строительной отрасли. Центробанк прогнозировал прирост ВВП на уровне 1,5–2%.
Для многих экспертов статистические данные, опубликованные Росстатом, стали неожиданностью, указывает к.э.н., доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Андрей Белоусов. Объяснением столь оптимистичных показателей может быть изменение методологии расчета, с включением новых данных, а также пересмотр статистики по строительному сектору.
Именно отрасль строительства, показав рост на 4,7%, внесла существенный вклад в итоговые показатели по ВВП за 2018 год. Свою роль здесь сыграло ввод в строй нового завода СПГ на Ямале, возведение значительного числа социальных объектов и введение в эксплуатацию стадионов к Чемпионату мира, а также строительство Крымского моста. При этом жилое строительство в прошлом году, наоборот, сократилось на 5%.
Помимо строительства, весомый рост по итогам года показали сфера деятельности гостиниц и предприятий общественного питания (+6,1%). Это также объясняется проведением в России Чемпионата мира по футболу, полагает Андрей Белоусов. Еще одной из причин столь высокого итогового показателя ВВП он называет увеличение кредитной активности населения в конце года в преддверии как роста ставки по НДС, так и ожиданий возможной девальвации рубля. Таким образом, заключает аналитик, рост ВВП в прошлом году дали в основном разовые факторы и в настоящее время в прогнозах на 2019 год не приходится рассчитывать на подобные показатели.
Вообще же методика расчетов макроэкономических показателей давно вызывает вопросы. Многие были согласны с тем, что реформа экономической статистики назрела, но никто не ожидал, что она произойдет именно таким образом и приведет к таким результатам. Если говорить серьезно, то со сменой руководства Росстата пали последние рамки приличия, говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Прежний глава ведомства Александр Суринов тоже не мог стоять в стороне от «госзаданий» по формированию нужных правительству цифр экономического роста (особенно в период 2009-2012 гг., когда стояла задача сгладить последствия кризиса 2008 года и выполнить задачу «удвоения ВВП»), но он по крайней мере старался делать это без «перевыполнения плана».
Новый глава, видимо, стремясь показать себя на новом месте с лучшей стороны, действует пока в стиле первых пятилеток. И это уже настолько бросается в глаза, что неудобно становится даже членам правительства. Неслучайно и Силуанов, и Голикова не стесняются публично повергать сомнению отдельные методики Росстата, а Медведев и вовсе предложил подумать о том, стоит ли вообще считать такой ВВП.
«Уже неоднократно говорилось о том, что мы вступили в эпоху глобальных торговых войн, распадающихся торговых союзов, применения странами друг против друга экономических санкций в качестве оружия и устрашения. В таких условиях совершенно логично, что данные об истинном положении дел в экономике становятся если не секретными, то, как минимум, настолько запутанными для внешнего наблюдателя, чтобы он был не в состоянии взять открытые данные и оценить их, сравнить с предыдущими значениями, потому что методология все время будет меняться», – говорит, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Такая тактика, полагает аналитик, оправданна, правда у нее есть побочный эффект: внутренние управленцы тоже не будут видеть, что происходит в экономике, и могут начать принимать неверные решения, если не будут владеть поправочными коэффициентами. Например, в Минфине понимают, что реальный рост ВВП в 2018 году был около 1.5-1.8%, и будут принимать решения, исходя из этого. Граждане же понимают, что за пять лет их реальные доходы упали более чем на 11%, что они закредитованы и берут кредиты, чтобы расплачиваться с предыдущими кредитами, что несмотря на бум в строительстве, жилье дорожает быстрее, чем можно нарастить заработки или зарплату.
По словам Алексея Антонова, регуляторы ясно видят опасность новых санкций в виде возможного запрета на операции с российским госдолгом для граждан и компаний США, запрет на операции в долларах для крупнейших госбанков, а также понимают риск внезапной девальвации рубля, связанный с этими факторами. Рубль на бирже на сообщения о рекордном росте ВВП не прореагировал никак — спекулянты и инвесторы затаились, потому что не поверили цифрам и ждут от маркетмейкеров намека, как это понимать.
Индекс Мосбиржи вчера тоже показал нулевой рост, хотя если бы ФРС сообщила о рекордном росте американского ВВП, S&P500 взлетел бы вверх в ту же минуту. Бизнес, видя растущие налоги, будет на всякий случай создавать резервы так же, как это делает государство. К слову, зачем наращивать резервы, особенно в иностранной валюте или иностранных инвестиционных инструментах, если в отечественной экономике все хорошо? Домохозяйства будут пытаться почувствовать рост ВВП в виде повышения уровня жизни, но вряд ли им это удастся в 2019 году.