По итогам 2018 года доля нарушений по физико-химическим характеристикам топлива снизилась с 20% в 2015 году до 9%. Об этом говорится на сайте министерства. Всего в уходящем году проверено более трех тысяч организаций нефтепродуктообеспечения, включая плановые и внеплановые проверки, профилактические и мониторинговые мероприятия с привлечением общественных организаций и отраслевых объединений. В рамках государственного надзора проверено 1,1 тыс. организаций.
Доля нарушений по «физхимии» среди «сетевых» АЗС составила около 3,5 %, а среди «независимых» организаций – 22%. Самые частые нарушения – «массовая доля серы», «температура вспышки в закрытом тигле», «октановое число», выявленный «монометиланилин».
Улучшение ситуации с качеством топлива стало результатом внедрения новых механизмов надзора на рынке и работы Росстандарта совместно с объединениями и добросовестными участниками рынка, которые наладили механизмы внутреннего контроля качества реализуемого топлива.
Все инициативы и предлагаемые решения обсуждаются на специально созданной Межведомственной отраслевой рабочей группе по противодействию незаконному обороту продукции нефтяной промышленности при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
В 2018 году в КоАП удалось ввести так называемые «оборотные» штрафы. Размер штрафа теперь зависит от объема полученной выручки за предшествующий год (1% при первом нарушении, но не менее 500 тыс. рублей, 3% - при повторном, но не менее 2 млн рублей). Раньше средний размер штрафа составлял около 60 тыс. рублей, что несоразмерно с характером нарушения. Теперь наложенные штрафы в среднем составляют около 560 тыс. рублей.
Также был запущен «пилот» по привлечению общественных, отраслевых и некоммерческих организаций к мониторингу на топливном рынке. Для этого Росстандарт разработал Методические рекомендации по проведению общественного контроля на топливном рынке.
Первый мониторинг с применением методических рекомендаций прошел в Санкт-Петербурге благодаря совместным усилиям Федерации автовладельцев России, Петербургской топливной компании и Северо-Западного Межрегионального территориального управления Росстандарта. Мониторинги в рамках «пилота» также прошли в Крыму Владимирской и Нижегородской областях.
Роскачество, независимая организация, проводящая проверки на различных потребительских рынках, также подключилась к этой работе и приступила к проведению мониторинга качества топлива на рынке Ставропольского края.
В случаях, когда проверки были проведены по «методичке» и в Росстандарт переданы доказательные материалы, в отношении нарушителей применялись меры административного воздействия, включая наложение штрафа. По результатам внеплановой проверки в Санкт-Петербурге организация впервые была оштрафована за повторное нарушение на 2 млн рублей. Материалы Роскачества поступили в Росстандарт в декабре, и по ним уже проводятся проверки.
Для еще более эффективной работы государственного и общественного контроля Росстандарт провел работу по корректировке ГОСТа по методам отбора проб топлива на АЗС. Раньше стандарт допускал отбор проб только из резервуаров по сложной и недоступной для общественных контролеров процедуре. С 1 мая 2018 года появилась возможность отбирать пробы прямо из «пистолета».
В 2019 году Росстандарт намерен ввести запрет реализации на АЗС неавтомобильных видов топлива и механизм контрольных закупов. В Санкт-Петербурге готовится «пилотный» проект по запуску системы прослеживаемости топлива «от НПЗ до бензобака» с последующим поэтапным распространением по всей России. Рассматриваются новые меры по борьбе с недоливом топлива, в том числе, введение аналогичных «оборотных» штрафов.