Главный приз 58-й Венецианской биеннале получила Литва. Россия в главной выставке этого крупнейшего смотра современного искусства, который проходит раз в два года, не участвовала. Зато традиционно представила инсталляции в русском павильоне. Куратором этой выставки в этом году стал Государственный Эрмитаж. Музей стал и главной темой экспозиции русского павильона. Александр Шишкин-Хокусай, прославившийся как сценограф спектаклей Андрея Могучего в БДТ, переосмыслил работы художников Фламандской школы. А режиссер главного фильма об Эрмитаже «Русский ковчег» Александр Сокуров создал мультимедийный проект по мотивам полотна «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Независимый куратор Лизавета Матвеева побывала на Венецианской биеннале и рассказала, как русский павильон смотрелся на общем фоне.
«Русский павильон на Венецианской биеннале мне совсем не понравился. Там два этажа. На одном – инсталляция Александра Сокурова. На другом – Александра Шишкина-Хокусая, которая мне показалась более интересной. Да и отзывов об этой работе очень много, иностранцы на нее доброжелательно реагируют.
Работа Сокурова, на мой взгляд, очень странно там смотрится. Она представляет собой сочетание мультимедийных объектов и академических скульптур весьма среднего качества. У меня осталось общее ощущение хаоса и неразберихи. Инсталляция напоминает рядовой интерактивный музей, в котором нет концептуального бэкграунда. Можно было обойтись без работы Сокурова, ограничиться только инсталляцией Шишкина-Хокусая, она забавная, в ней есть юмор, пусть и чёрный.
И дело вовсе не в том, что павильон поручили режиссеру и сценографу. Это нормально, когда современное искусство существует на междисциплинарных территориях.
Если сравнивать наш павильон с литовским, который взял главную награду – Золотого льва, с французским, корейским, то русский, конечно, значительно проигрывает по качеству, оригинальности. Может быть, дело в том, что куратором нашего павильона в этом году стал Государственный Эрмитаж. На мой взгляд, неповоротливая музейная машина не может курировать павильон на смотре современного искусства. Эрмитаж – это авторитетная структура, бренд. Но, как оказалось, убедительное и оригинальное художественное высказывание этой структуре создать не удалось.
К тому же, когда павильон курирует музей, на мой взгляд, это уход от ответственности. Потому что за известным брендом мы не видим индивидуального почерка, выбора куратора. Именно куратор, как обладатель профессионального опыта и знаний, определяет смысл, тональность, посыл выставки. Поэтому я с нетерпением жду, когда русский павильон будет курировать профессиональный куратор.
Ни один российский художник в этом году не вошел в основную выставку биеннале. Но это не значит, что у нас нет достойных художников, которые могли бы представить нашу страну. У нас, конечно, довольно тернистый путь в современном искусстве, но мы уверенно по нему движемся»