Не секрет, что в перестроечные и постперестроечные годы Арктический регион фактически выпал из регулятивной и финансовой среды, получая мизерное внимание государства и стремительно теряя свое значение для российской экономики. Однако важность развития и закрепления РФ в Арктике никуда не делась.
И в последнее время внимание к региону планомерно растет. Для этого есть целый ряд причин. В их числе исчерпание традиционных месторождений углеводородов и таяние многолетних льдов, освобождающее Северный Ледовитый океан для круглогодичного мореплавания. У России же есть все основания первыми закрепиться в этом регионе. Так, наша страна контролирует около половины арктического континентального шельфа, на Россию приходится более 60% арктической суши и более 80% населения, проживающего выше Северного Полярного круга, она располагает там весьма разветвленной системой портовых сооружений и прочих инфраструктурных объектов.
Арктическая зона России – это огромный регион с населением более двух миллионов человек. Значительная часть Арктической зоны – территория непригодная, или почти непригодная, или малопригодная для проживания. К экстремальным условиям Арктики трудно адаптироваться, у человека довольно быстро развивается так называемый «синдром полярного напряжения». Появляются и хронические заболевания.
И вместе с тем освоение территорий Арктики невозможно без привлечения трудоспособного населения. А это значит, что необходимо в обязательном порядке создавать для них достойные условия для работы и проживания. Без комплексной программы по здравоохранению, разработанной специально для региона все усилия по привлечению трудовых ресурсов будет малоэффективным.
Понимая это, государство усиливает позиции в регионе. Уже разработана госпрограмма «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», согласно которой объем бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета на 2018 год составляет 791,9 млн рублей. В 2019 году на эти же цели запланировано 5,676 млрд рублей, в 2020 году - 5,514 млрд рублей.
Однако кроме финансирования, существуют и другие проблемы региона, которые требуется решать. В их числе недостаточность правового регулирования Арктики. Для решения проблемы «Деловая Россия» провела презентацию ассоциации »Арктический правовой центр». На заседании обсуждали формирование экспертной рабочей группы по вопросам развития Северного морского пути и инфраструктуры Арктической территории. По словам члена президиума генерального совета «Деловой России» Дмитрия Пурима, «Арктическому региону просто необходима квалифицированная экспертная поддержка на всех уровнях. Арктика – это еще и Северный морской путь, важнейшая транспортная артерия нашей страны».
Как отмечали участники встречи в рамках заседания, все основные особенности Арктической зоны – климатические и инфраструктурные: суровый климат, большие затраты на электроэнергию и тепло, дорогая логистика – все это недостаточно учтено в действующем законодательстве. Сюда же можно отнести и природоохранное законодательство. В связи с этим нужно больше внимания уделять не только задаче сохранения уникальной экологической системы Арктики, но и ликвидации последствий накопленного вреда окружающей среде в результате экономической деятельности прошлых лет.
России предстоит большая работа по реализации смешанной модели региональной политики в районах Крайнего Севера и Арктической зоне. Это, уверены в «Деловой России», можно сделать с помощью законов и подзаконных актов, которые реализуют «политику выравнивания» уровня жизни населения, проживающих и работающих на этих территориях. Это приведет к ликвидации дисбаланса в уровне благосостояния жителей региона.
«Существующая правоприменительная практика показывает необходимость совершенствования правовых механизмов для Арктической зоны, – заявил Денис Гудков, руководитель «Арктического правового центра». – За последнее время очевидной стала необходимость укрепления действующих и внедрение инновационных механизмов государственной поддержки и государственного регулирования ведения бизнеса в Арктической зоне Российской Федерации. Речь идет прежде всего о создании свободных экономических зон, налоговых льготах и прочих мерах для привлечения инвестиций».
Никуда не делись правовые проблемы регулирования инвестирования арктических проектов в РФ, напоминает Денис Гудков. Их значение обусловлено тем, что в связи с санкциями, которые США, Канада, Австралия и ЕС применяют против РФ, многие иностранные компании приостановили свое участие в реализации арктических проектов Российской Федерации. Выход западных партнеров из участия в российских программах по освоению Севера актуализирует вопрос о привлечении новых инвесторов, а также правовых последствий приостановления ранее инициированных проектов.
Сейчас практически по всем важнейшим критериям наша страна заметно превосходит все прочие арктические нации. Но статус этот важно не потерять, а лучше укрепить в ближайшие десятилетия, в течение которых международная борьба за арктический пирог будет только обостряться.