Продление заморозки на 2022 год позволит уменьшить трансферт в бюджет ПФР еще на 634,8 млрд рублей. По крайней мере такое обоснование законопроекту о продлении еще на три года заморозки накопительной части пенсии россиян джало правительство. Соответствующий документ, передает Finanz, был внесен кабинетом министров в Госдуму.
Таким образом до 2022 года вся сумма, которую работодатель отчисляет за работника в Пенсионный фонд (22% от зарплаты), продолжит уходить на текущие выплаты действующим пенсионерам, включая 6%, которые, как предполагалось изначально, должны были формировать накопления граждан для выплат им же в старости. Похоже, что мера, которая была введена в 2014 году и декларировалась как временная, а затем ежегодно продлевалась, постепенно становится бессрочной.
Накопительная часть пенсии будет и дальше уходить в распределительную систему, позволяя федеральному бюджету экономить на ежегодном трансферте в ПФР, за счет которого фонд оплачивает около половины всех пенсий. «Заморозка - это такой выдуманный термин, потому что эти деньги не отвлекаются в накопительную, не компенсируются из бюджета. За последние годы, когда это было принято, федеральный бюджет сэкономил порядка 2 трлн рублей. Сэкономил, а люди ничего не потеряли», - говорил прошлой осенью глава Минтруда Максим Топилин.
«Заморозка» была введена в 2014 году и объяснялась огромным дефицитом Пенсионного фонда 31 млрд рублей, напоминает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. Судя по недавнему проекту бюджета ПФР на следующие три года, в 2020 году дефицит планируется на уровне 90 млрд рублей, и это в условиях пенсионной реформы, которая длится почти с самой заморозки отчислений.
Получается, делает вывод эксперт, то те 6% от зарплаты не только не участвовали в накоплении на старость будущих пенсионеров, но и вряд ли направлялись в страховую часть - на выплаты текущим пенсионерам. Вероятнее всего, эти деньги активно использовались для повышения зарплат чиновникам и силовикам, а также на инфраструктурные проекты.
Разумеется, говорит Геннадий Николаев, что воздействие на экономику самое негативное: этот дефицит рано или поздно придется покрывать и возвращать деньги населению обратно. Правительство это понимает и пытается в срочном порядке придумать как спасти систему от своих необдуманных действий. Одна из таких идей - это индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Пока чиновники говорят о добровольном характере программы, однако, опросы показывают, что большинство населения не готово отчислять дополнительные средства поверх тех, что итак сейчас находятся в подвешенном состоянии.
Таким образом, достаточного количества «длинных» денег для функционирования бюджет вряд ли получит, а значит стоит ожидать
очередных инициатив со стороны чиновников, в этот раз принудительных. Вполне возможно, считает аналитик, что в скором времени мы вернемся к накопительной пенсии: отчисления будут взиматься государством и перечисляться в негосударственные фонды.
Словом, доверие к правительству и пенсионной системе подорвано, а люди не хотят участвовать в рискованных авантюрах государства, особенно на фоне стагнации своих доходов, констатирует Геннадий Николаев. Накопления граждан за 8 лет были посути конфискованы в бюджет и какой-либо ясности по компенсациям нет: возвращать деньги планируют не рублями, а некими электронными баллами, по которым в данный момент нет никакой конкретики. По всей видимости, заморозка продлится до тех пор
пока правительство не определится с концепцией ИПК: будет оно добровольным или обязательным.
«По факту мы говорим о законодательном закреплении провала пенсионной реформы и неспособности обеспечения нормального функционирования имплементированной в нашей стране западной системы формирования пенсионных накоплений в условиях перманентной нестабильности экономики. В 2014 году решение о «заморозке» пенсионных накоплений принималось в качестве непопулярной, но исключительной и временной меры в условиях дефицита бюджетных средств и истощения государственных
резервов в связи с попытками выровнять курс рубля за счет валютных интервенций», – добавляет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Как напоминает эксперт, на тот момент мера действительно выглядела оправданной, поскольку полностью обеспечить потребности ПФР за счет бюджетных трансфертов для исполнения обязательств перед гражданами, уже достигшими пенсионного возраста, было если не невозможно, то крайне проблематично. Однако на сегодняшний день объем средств Фонда национального благосостояния оценивается в рекордные 122,88 млрд долларов, бюджет страны бездефицитный, то есть в целом ничто не мешает
разморозить пенсионные накопления...
Но, с учетом того, что государство не планирует отказываться от планов дальнейшего наращивания объема резервов за счет изъятия в рамках действия бюджетного правила условных сверхдоходов от продажи энергоресурсов, принимается решение о продлении заморозки до 2022 года, которую теперь уже с крайне высокой степенью уверенности можно назвать бессрочной.
К сожалению, указывает Илья Жарский, проведение реформы пенсионного обеспечения не учитывала экономических и связанных с ними геополитических рисков, формально мы говорим о попытке имплементации совершенно неприменимых с учетом структуры российской экономики механизмов в период головокружения от экономического роста, вызванного благоприятной конъюнктурой сырьевого рынка. Стоит признать, что наиболее эффективной системой пенсионного обеспечения граждан является
сохранение механизма, укоренившегося в период плановой экономики