Россияне никак не хотят наращивать расходы, несмотря на все усилия и заявления властей: в январе средний чек в магазинах снизился почти на 11%.
Средний чек жителя России за один поход в магазин в январе 2020 года по сравнению с декабрем составил 552 рубля. Таким образон, он снизился на 67,5 рублей, или на 10,9%. Такие расчеты приводит холдинг «Ромир» в своем исследовании. Аналитики отмечают, что снижение это традиционное для начала года. В первую очередь, констатируют в холдинге, сокращение среднего чека объясняется сезонным фактором — высокой базой декабря, когда население активно покупало подарки и продукты.
Однако в годовом сопоставлении размер среднего чека также сократился: по сравнению с январем прошлого года он потерял 7,3 рубля, или 1,3%. Тем более что, несмотря на годовую инфляцию, средний чек по сравнению с прошлым годом снижается.
Кстати, в январе москвичи и питерцы сократили свои расходы по сравнению с декабрем на 22,1%. Говоря о годовой динамике, расходы жителей Москвы и Питера в январе продемонстрировали противоположную динамику. Так, жители столицы увеличили свои расходы на 1%, а питерцы сократили на 1,6%. Рост расходов москвичей, не превышающий уровень инфляции, говорит о том, что, несмотря на рост номинальных расходов, люди стали покупать меньше товаров.
Говоря о типах городов, указывают в «Ромир», можно отметить определенную тенденцию: чем меньше город – тем больше падение расходов. В миллионниках за месяц расходы жителей сократились на 18,6%, а за год выросли на 4,8%. В городах с населением от 500 тысяч до 1 млн расходы жителей за месяц сократились на 22,5%, а относительно прошлогоднего декабря – на 1,3%. Динамика стотысячников находится глубоко в негативной зоне: падение против прошлого месяца составило 23,3%, а против прошлого января – 4,5%.
«Драйвером снижения среднего чека по сравнению с декабрем являются гипермаркеты (минус 21,6%). Именно в гипермаркетах наблюдался сильнейший рост чека в декабре. Менее всего среди остальных каналов снижению чека подверглись дискаунтеры (минус 8,2%)», — отмечается в исследовании. В годовом выражении средний чек в гипермаркетах в январе уменьшился на 5,7%, а в супермаркетах вырос на 2,8%.
Снижение среднего чека за поход россиян в магазин в январе по сравнению с декабрем - совершенно нормальная ситуация, признает управляющий Санкт-Петербургским филиалом РГС Банка Елена Верёвочкина. Повышенные траты в декабре (с увеличением среднего чека) происходят из года в год, причем это отмечается почти во многих сегментах – продукты, одежда, сувениры, подарки и пр. Граждане психологически готовы тратить в декабре больше, чем в другие периоды.
Более того, отмечает эксперт, многие ритейлеры, производители и застройщики используют эту готовность граждан тратить в декабре и запускают всевозможные акции и распродажи более дорогих товаров, например, дорогой бытовой техники, машин и даже квартир, да и граждане также ждут декабря, чтобы купить что-то с хорошей скидкой. Тенденция повышения трат в декабре подтверждается и при анализе транзакций по картам – в декабре в среднем на 12-13% снижается средний остаток по карточным счетам клиентов, а также сопоставимо увеличивается объем использования клиентами кредитных лимитов. Другими словами, анализ трат в декабре – это, скорее, исключение из правил.
В целом, объясняет Елена Верёвочкина, увеличение среднего чека может быть спровоцировано усилением инфляции (как негативный триггер) или улучшением экономической ситуации в стране и, как следствие, увеличением реальных доходов граждан вкупе с ростом потребительского спроса (как позитивный триггер). Но в текущей ситуации инфляция стабильно снижается, а увеличение размеров реальных доходов граждан не наблюдается. Это означает, что в таких условиях отсутствует базы для существенного увеличения среднего чека в повседневной жизни граждан (без учета декабря), и вряд ли мы увидим рост в среднем по году.
И все же, возражает аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов, сокращение среднего чека по итогам похода в магазин в январе не является признаком снижения уровня потребительских возможностей россиян. Как верно отметили исследователи, это связано с тем, что наши граждане перешли на традиционную модель потребления. В декабре ожидаемо чек вырастает поскольку для подготовки к праздничным дням требуется больше разнообразных продуктов и товаров, и часть запасов переходит на новый месяц.
При этом ситуация с гипермаркетами вполне объяснима, считает Антонов. Средний чек там снижается в связи с нестабильным потоком потребителей в магазины такого формата. Торговые сети формата «у дома» в этом плане у них выигрывают, так как туда заходить потребители могут ежедневно, в то время как за глобальными покупками они могут выезжать не более одного двух раз в неделю.
По словам аналитика, в феврале-марте за счет присутствия в календаре традиционных праздников ситуация со средним чеком выровняется. Можно предположить также, что ситуация со снижением среднего чека в большинстве регионов РФ будет отличаться от ситуации в Москве, МО, Санкт-Петербурге, ЦФО, СЗФО и Татарстане, где доходы населения подвержены более заметному росту