В августе 2020 года темпы роста розничного кредитования в РФ составили 1,9%. При этом объем «просрочки» вырос более чем на 9%.
Несмотря на кризисные явления в экономике и слабые потребительские доходы, россияне начали возвращаться к обычному уровню потребления и совершать отложенные из-за пандемии приобретения. К этому добавились отпускные расходы, в результате чего ЦБ четвертый месяц подряд фиксирует ускорение роста розничного кредитования в РФ. При этом начала расти и просрочка по кредитам, что представляет собой большую опасность, предупреждают эксперты.
«Рост розничных кредитов ускоряется уже четвертый месяц подряд после апрельского сокращения. В августе он составил 360 млрд рублей (+1,9%) и произошел преимущественно у системно значимых кредитных организаций (+2,1%), тогда как у других банков из топ-100 он был менее существенным (+1,3%)», - отметили в Банке России. В августе в розничном сегменте главным образом росла ипотека, по опросам крупнейших банков - более чем на 2% против 1,9% в июле. При этом около трети прироста обеспечено программами льготного кредитования, в том числе программой субсидирования ставок по ипотеке под 6,5% годовых.
В то же время, по данным регулятора, доля неработающих потребительских кредитов (просроченных свыше 90 дней) за август увеличилась с 8,9% до 9,3%. Аналогичный показатель в ипотечном портфеле составляет лишь 1,6%.
Первый фактор ускорения темпов кредитования – скорое окончание сроков действия льготной ипотеки в октябре, указывает эксперт рынка недвижимости Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. Те, кто не успел купить квартиру по этой программе, будут стараться совершить сделку до конца срока ее действия, поскольку, несмотря на дофинансировнаие на 140 млрд, решения по продлению сроков действия пока нет.
В определенной степени играет роль и отложенный спрос на вторичную недвижимость и ипотеку на нее, но в фокусе по большей части пока что новостройки. При этом надо понимать, что ниже ставки уже не будут, причем как по ипотеке, так и по другим кредитным продуктам. И понижение регулятором ключевой ставки до 4% вряд ли оказало бы какое-либо влияние на нынешнюю стоимость заемных денег в банках – они и так на исторически минимальных уровнях.
Главный вопрос на ближайшие год-два – в какой прогрессии будет расти количество банкротств физических лиц и дефолтов – арифметической или геометрической, полагает эксперт. Причины для такого пессимизма очень просты. Во-первых, рекордная выдача кредитов в марте и августе – в эти два месяца выдали около триллиона рублей. В марте население влезало в долги, так как понимало, что накоплений нет, а ждать помощи от работодателя не приходится.
Август – это рекордный месяц по выдаче ипотеки, но и другие продукты также несильно отстали. Это говорит о том, уверен Алексей Кричевский, что за счет новых кредитов население либо погашает старые долги, либо пытается как-то выправить материальное положение. Во-вторых, внесудебное банкротство с долгами до 500 тысяч рублей позволяет нерасчетливым заемщикам из регионов обнулиться без суда. В-третьих, падение доходов населения вкупе с закрытием каждого пятого предприятия однозначно не сыграют на руку заемщикам.
Потребительское кредитование во всем мире – это признак здоровья экономики, напоминает член президиума Опоры России Ирина Капитанова. Много потребительских расходов, как правило, означает вливание живых денег в экономику. Но только не в России, и только не сегодня, говорит она. Сегодня в России рост кредитования связан прежде всего с последствиями прошедшей пандемии.
«Сейчас всем необходимы живые деньги платить, – отмечает Ирина Капитанова. – Платить люди прежде всего будут по долгам, потому что по долгам не расплатишься кредитной картой. Сейчас важно зафиксировать период турбулентности ровно для того, чтобы сравнить этот период с периодом следующего года. Только так возможно будет оценить последствия пандемии и реальные расходы населения на устранение ее последствий».
В целом, отмечает управляющий Санкт-Петербургским филиалом РГС Банка Елена Верёвочкина, рост розничного кредитования не является неожиданным для рынка. Более того, за последние несколько месяцев Банк России принял целый пакет мер, направленный на увеличение спроса на кредиты для физических лиц и поддержание спроса на корпоративное кредитование. Меры коснулись как снижения ключевой ставки, так и целого ряда регуляторных послаблений по части отчисления банками резервов на возможные потери по ссудам. Все это в совокупности ожидаемо привело к быстрому восстановлению рынка кредитования.
«Мы зафиксировали восстановление «допандемийных» объемов кредитования как граждан, так и компаний уже в июле. Увеличение объемов кредитования, безусловно, связано не только с принятыми Банком России мерами. Также имеет место эффект отложенного спроса и подключение целой группы новых платежеспособных заемщиков, которые ранее не пользовались потребительскими кредитами в связи с высокой ставкой. Эта тенденция сейчас хорошо прослеживается в ипотечном кредитовании. В целом снижение ставки и создание условий для доступности кредитов стали основными факторами, способствующими восстановлению потребительского спроса после снятия ограничений. Это, безусловно, благоприятно сказывается на восстановлении экономики в целом», – рассказывает представитель банка.
Но вместе с тем, обращает внимание Елена Верёвочкина, есть два фактора, которые сейчас находятся на особом контроле: инфляция и просрочка в потребительском кредитовании. Восстановление потребительского спроса способствует разгону инфляции – инфляция в августе составила уже 3,6%, что, конечно, еще ниже таргета в 4%, но существенно выше июльского показателя. Также волатильность на валютном рынке с тенденцией ослабления рубля создает дополнительный стимул для разгона инфляции. В результате Банк России на последнем заседании сделал паузу в реализации дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики и начал итерации по продаже иностранной валюты в целях поддержки рубля. Уровень просроченной задолженности физических лиц ожидаемо растет и пока остается под контролем, но уже вызывает обеспокоенность