Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства, руководитель проекта «Умный город» Андрей Чибис утвердил стандарт «Умного города», сообщает Минстрой. Стандарт представляет собой набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город» в срок до 2024 года. в реализации проекта принимают участие все субъекты РФ, города с населением свыше 100 тысяч человек, а также все административные центры.
Стандарт включает мероприятия по восьми направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис. Так, первым шагом станет внедрение цифровых платформ и сервисов по вовлечению горожан в управление городскими процессами, которые должны заработать в каждом регионе страны уже в 2020 году.
«Сегодня в мире нет единого понятия о том, что такое «Умный город», при этом многие города стремятся получить именно такое звание. Совместно с ведущими российскими экспертами в области цифровизации и основываясь на опыте других стан мы разработали набор мероприятий, выполнение которых необходимо при переходе к «умному городу» городу в России. Кроме того, для успешной реализации стандарта «умного города» мы сформировали открытую базу технологий и разработок – «Банк решений умного города», где размещены проекты, которые уже доказали свою эффективность и могут быть тиражированы», - отметил Андрей Чибис.
«Умный город» затрагивает многие сферы: транспортные потоки, сети связи, общественная и экологическая безопасность, ЖКХ, энергопотребление, информирование и вовлечение жителей в решение городских проблем, видеонаблюдение, организация туризма и сервиса и пр., напоминает руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман.
Элементы «умного города», это, например, автоматизация управления городским транспортом, быстрое перенаправления потоков в соответствии с загруженностью улиц и потребностями пассажиров и автомобилистов, в том числе с помощью адаптивного светофорного регулирования, что увеличит пропускную способность до 30%. Сюда же относится телеметрия и оперативное направление дорожной и коммунальной техники в наиболее востребованные точки города с контролем их работы. Динамичный мониторинг и управление городским освещением и подсветкой.
Также сюда входят постоянный компьютерный технический аудит сетей и сооружений с принятием оперативных решений по их ремонту и профилактике с увеличением скорости обследования в четыре раза и эффективности ремонта в 11 раз, онлайн-мониторинг состояния воздуха и воды. Цифровизация обращения с коммунальными отходами с ежегодной экономией на тарифе для населения в 20-25%. Компьютерная оперативная обработка заявок жителей на ремонт в сетях ЖКХ с увеличением скорости реагирования на заявки на 43% и снижения потерь в коммунальных сетях на 4%.
Одним словом, указывает Марк Гойхман, проект «Умный город» призван создавать комфортные условия использования городского хозяйства для жителей. Он включён в нацпрограмму «Цифровая экономика» с поэтапным внедрением в 2019-2024 г.г.
Но на самом деле проект «Умный город» является ни чем иным, как попыткой введения единого стандарта для крупнейших городов в сфере сбора и обработки данных, касающихся наиболее важных сфер, таких как эксплуатация инфраструктурных объектов и жилищного фонда, учет потребления ресурсов (вода, газ, энергия), распределения транспортных потоков, обеспечения общественной и экологической безопасности. В том или ином виде все это уже существует, например, в Москве, которую, надо полагать, примут за эталон внедрения умных технологий, рассказывает эксперт УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.
За сбор данных о проблемах отвечает проект «Активный гражданин», контролем за движением транспорта в городе и сбором информации – ЦОДД, системы интеллекутального учета уже давно и активно внедряются на уровне муниципалитета, а с принятием закона, а умные счетчики уже в этом году начнут ставить «дочки» Россетей. И в целом то, каким Минстрой видит свой «умный город», можно судить по Москве, но надо учитывать тот факт, что между столицей и страной в целом существует не просто большой разрыв, а по сути, колоссальная пропасть, имя которой - разница в доходах бюджетов.
По итогам прошлого года, напоминает эксперт, доходы Москвы составили 2,37 трлн рублей, Петербурга - 579,7 млрд рублей, Воронежа - 16,3 млрд, Тольятти - порядка 7 млрд рублей. Понятно, что Москве с ее доходами значительно проще реализовывать мероприятия в рамках большой программы цифровизации города, но у других городов, даже у Петербурга, таких возможностей значительно меньше. Очень сложно говорить о внедрении интеллектуальных систем учета электроэнергии, когда износ магистральных сетей оценивается в 50%, распределительных - 70%, а в отдельных муниципалитетах свыше 90%.
И если для Москвы введение интеллектуальных систем на общественном транспорте, обеспечение беспрерывного контроля над движением автобусов, беспроводные сети - это норма, то в абсолютном большинстве регионов муниципальные перевозчики убыточны и существуют на бюджетные субсидии, напоминает Сергей Звенигородский. А доход они получать не могут по той простой причине, что для этого нужно повышать тарифы, но если тарифы вырастут, упадет пассажиропоток.
Для простых россиян реализация программы «Умный город» будет означать, скорее всего, рост тарифов, уверен Сергей Звенигородский. Поскольку введение критериев оценки уровня цифровизации предполагает наложение определенных обязательств на администрации, которые будут стремиться не ударить в грязь лицом перед федеральным центром и сохранить свои кресла. А поскольку денег в бюджетах взять просто негде, кроме как у населения, то, скорее всего, оплачивать цифровизацию будет непосредственно население.
«Интернет вещей - это все, конечно, здорово, но в регионах, где сейчас планируется реализация программы, с каждым годом растет доля граждан, которым приходится занимать даже для покупки минимального набора продуктов питания. Для них интернет вещей и цифровая экономика - это что-то на уровне межгалактических полетов», – заключает эксперт