ЗаМанула.ru - информационно-познавательный сайт о мануле. Интересные факты, фотогалерея, видеотека и возможность погладить кота.

05.11.2019

Российская экономика не оправдала надежд президента

Российская экономика не оправдала надежд президента

К 2020 году Россия должна была войти в пятерку стран-мировых лидеров по объему ВВП. Но этому уже вряд ли суждено сбыться.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 20202 года, принятая в 2008 году, по сути провалилась, пишет РБК. Концепция обещала прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализацию экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий и развитие высокотехнологичных производств.
По факту не достигнуты ни прогнозные цифры, которые были озвучены в концепции, ни основные положения и обещания властей, перечисленные в документе. Так, в 2015–2020 годах Россия должна была войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности). Однако по итогам 2018 года Россия находится на шестом месте (3,1% мирового ВВП). Первая пятерка представлена Китаем (18,7%), США (15,2%), Индией (7,7%), Японией (4,1%) и Германией (3,2%).
За счет создания «модели инновационного социально ориентированного развития»« в совокупности с традиционными конкурентными преимуществами в энергосырьевом секторе экономика должна к 2020 году выйти «на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4–6,5% в год», говорилось в концепции. Фактически же темпы роста экономики оказались далеки от спрогнозированных в 2008 году. Среднегодовой рост ВВП в 2014–2018 годах составил лишь 0,5%. В 2019–20 годах рост, согласно прогнозу Минэкономразвития, составит 1,3–1,7%.
Концепция создавалась в 2008 году и основывалась на опыте начала 2000-х, напоминает руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Тогда экономика росла на 7% в год на основе высоких нефтяных цен и достаточно неплохо работающих стимулах экономической политики. Но ситуация крайне резко поменялась после кризисов 2008 г., и 2014 г., падения цен на нефть, ужесточения условий ведения бизнеса, повышения доли госсектора, роста монополизма и ухудшения инвестиционного климата.
В результате, например, по расчётам Международного валютного фонда (МВФ), только за период 2014 – 2018 г.г. среднегодовой негативный эффект недополучения ВВП России от снижения нефтяных цен составил 0,65 процентного пункта, санкции – 0,2 п.п. , вынужденная сдерживающая бюджетная и кредитно-денежная политика – 0,3 п.п. Всё это в совокупности отняло почти 1,2 п.п. от возможного роста ВВП в среднем в год.
Сейчас поставлена цель выйти на темпы роста ВВП не ниже мировых, то есть порядка 3,2 – 3,3% в год, отмечает Марк Гойхман. Но для этого делается упор вновь на госинвестиции и госпрограммы в соответствии с национальными проектами. Однако недавняя история показывает, что более успешный рост может обеспечить частный сектор в условиях конкуренции, равного доступа к ресурсам, менее жёсткого административного давления, меньших масштабах коррупции. Без этого достижение запланированных темпов проблематично.
Но, пожалуй, более важное упущение, чем ВВП – то, что не удалось осуществить социальные цели программы, без которых и экономический рост теряет смысл, считает Марк Гойхман. Концепция предусматривала увеличение реальных доходов населения на 64-72% к 2020 году, а в реальности с 2012 по третий квартал 2019 года они не только не выросли , но сократились на 5%. Доля среднего класса должна была подняться до 50% населения, а сейчас она составляет , по разным оценкам, от 30 до 38%. Обеспеченность жильём, по плану, в 2020 году должна была подняться с 21,8 кв. м на человека в 2008 году до 28-35 кв. м в 2020 году. Здесь есть некоторый прогресс, в 2018 г. показатель составил 25,8 кв. м, но цель 2020 год наверняка не будет достигнута.
Причины слабости в соцсфере – те же, что и общие перечисленные факторы торможения. Кроме того, бюджетные расходы не нацелены на выполнение данных задач. По Концепции, расходы на здравоохранение, образование должны были увеличиться с 3-4% ВВП в 2008 г. до 5-6% в 2020 году. Однако их доля сейчас даже меньше, чем была 11 лет назад, по оценке главы Счётной палаты Алексея Кудрина. В таких условиях сроки достижения целей концепции назвать крайне затруднительно, поскольку факторы торможения не преодолеваются в должной мере, заключает Марк Гойхман.
То, что концепция развития России до 2020 года окажется невыполнимой, – вполне ожидаемый прогноз и вывод, уверен, в свою очередь, аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Недостижимость большинства целей была понятна уже спустя 3 года, когда после экономического кризиса российские экономисты начали работу по ее корректировке с целью трансформировать документ и возродить его в «Стратегии 2020», которая была к сожалению так никем и не одобрена. А значит, справедливости ради, приоритет старой концепции все же сохранился и для СМИ, – это очередной повод указать на внутренние экономические недостатки.
Ключевая цель концепции – войти в топ-5 стран-лидеров по объему ВВП, в целом эта цель в 11, 14 и 16 гг. была достигнута за счет того, что Германия сдавала свои позиции, отмечает эксперт. Но до стабильности в этом вопросе РФ так и не дошла и по итогам прошлого года на долю нашей страны приходилось лишь 3,1% от мирового ВВП. Германия в целом по-прежнему уязвима, однако в плане ускоренного развития экономики наша страна по-прежнему отстает. В силу санкционных ограничений и ряда внутренних структурных проблем заполучить желаемое устойчивое пятое место нам, скорее всего, помешает Индонезия, которая в силу высокотехнологического приоритета уже к 2024 году вытеснит нашу страну из этого рейтинга.
В заключение Алексей Антонов добавляет, что стратегические концепции и цели на несколько лет вперед для нашей страны стали классикой жанра. Это неотъемлемая часть в формировании имиджа правительства. При этом за счет длительного срока такого рода документы трансформируются а часть заведомо невыполнимых целей теряют актуальность, а часть их плавно переходит в другие цели – например, нацпроектов. По факту с реальным развитием экономики такого рода цели имеют очень мало общего, скорее они призваны больше формировать общественное мнение и это у них получается хорошо

Источник

Размести этого манула на своем сайте и он всегда будет приносить тебе удачу! :)

Манул-талисман

Мировые новости