Уже в ближайшие два года долги региональных властей должны увеличиться в 1,5 раза, с 2 до 3 трлн рублей. Такую оценку дал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его мнению, передает Finanz.ru, текущая финансовая ситуация на уровне субъектов такова, что дополнительные обязательства под ускорение экономики не позволят им исполнять социальные обязательства перед населением.
Фактически это означает, что ускорение темпов роста экономики, анонсированне президентом, находится под большим вопросом – если текущие социальные обязательства регионы еще «тянут», то их бюджеты могут не справиться с нагрузкой, которую возлагает на них новая серия майских указов президента Владимира Путина, потребовавшего за 6 лет догнать Германию, побороть бедность и войти в топ-5 экономик мира.
Национальные проекты, предусмотренные майским указом, потребуют, по данным правительства, 25,7 трлн рублей. Из этой суммы лишь 7,5 трлн будет профинансировано не из средств налогоплательщиков. Основную часть - 13,2 трлн рублей - выделит федеральный бюджет, а 4,9 трлн - должны изыскать власти субъектов РФ.
И именно для этого, согласно плану Минфина, им придется резко нарастить долг.
Субъекты Федерации просто «задыхаются» от нехватки денег на осуществление своих полномочий и социальных обязательств, поддержал Макарова депутат Михаил Щапов. Федеральный центр забирает у регионов до 80% их собственных доходов. При этом постоянно добавляются все новые полномочия, которые не подкрепляются деньгами, подчеркнул он.
В целом ситуация с ростом государственного долга субъектов федерации и муниципалитетов далека от идеальной, признает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. В 2018 году начала действовать программа реструктуризации долга регионов перед федеральным центром, новые долгосрочные обязательства перед ним не формировались, при этом сами регионы получили возможность снизить объемы платежей по бюджетным кредитам.
Если посмотреть на динамику изменения госдолга в целом по стране, то заметно, что по состоянию на январь 2019 года объем госдолга субъектов федерации впервые с 2016 года сократился с 2,3 трлн рублей в 2018 году до 2,2 трлн, отмечает эксперт. Но это сокращение произошло за счет снижения доли бюджетных кредитов (снижение с 1,01 трлн до 0,94 трлн) и долгов перед банками (снижение с 0,66 трлн до 0,63 трлн), что вполне логично в условиях реализации государственной программы, предусматривающей в частности замещение коммерческих кредитов на более дешевые в обслуживании бюджетные.
При этом положительную динамику показывает объем долгов субъектов федерации по облигационным займам: он вырос 549 млрд до 551 млрд рублей. По факту это значит, что бюджеты продолжают активно искать источники заемного капитала, что уже само по себе говорит о наличии бюджетных дыр, закрыть которые не может ни программа реструктуризации госдолга, ни выделение адресной помощи наиболее закредитованным регионам. Наглядный пример - это Мордовия, чей госдолг оценивается в 56 млрд рублей и почти в 2,5 раза превышает доходы бюджета. И, подчеркивает Алексей Антонов, несмотря ни на что, к январю 2019 года госдолг республики вырос еще на 13%.
Отсутствие средств на реализацию указов президента - это далеко не самая большая проблема регионов, уверен аналитик. В ряде субъектов федерации сейчас усугубляются проблемы с долгами перед ресурсоснабжающими организациями, износ инфраструктуры, обеспечивающей передачу электроэнергии, тепла и даже газа в регионах достигает 90%. Проблем много и все они проистекают из одной простой проблемы - несоответствия системы распределения налоговых доходов между федеральными и региональными бюджетами.
Сейчас на долю региональных налогов приходится порядка 20% всех налоговых поступлений (налог на имущество организаций, транспортный налог), 80% получает федеральный центр (НДС, НДФЛ, НДПИ, а так же акцизы и сборы...) Очевидно, что такое перераспределение в условиях затянувшегося экономического кризиса, ведущего с снижению деловой активности, не отвечает интересам регионов, на чьи бюджеты к тому же перекладывается значительная часть нагрузки по реализации федеральных программ, в том числе и в рамках исполнения майских указов. Понять недовольство регионов можно, но оно вряд ли что-то изменит.
Бюджетная система России, как и вся экономика, крайне централизована, добавляет руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Общий принцип таков: от регионов собирается максимум доходов в центр, которые затем перераспределяются, в том числе и на финансирование различных субъектов Федерации. НДС, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ, акцизы – всё это федеральные налоги, в соответствии с Налоговым кодексом. Они идут не в региональные бюджеты.
Но именно по этим налогам происходит повышение поступлений. Поэтому происходящее увеличение, например, НДС с 18 до 20%, акцизов на топливо, сумм НДФЛ из-за роста номинальных зарплат, мало отражаются непосредственно на доходах территорий, уверен аналитик. А к региональным и местным налогам относятся гораздо менее значимые в системе - такие как налог на имущество организаций и физлиц, транспортный и земельный, торговый сбор.Так что от роста налогов напрямую доходы регионов практически не увеличиваются.
В то же время требуемые социальные расходы в основном растут именно «на местах», констатирует Марк Гойхман. Это, например, запланированные повышения зарплат бюджетников, пособия, финансирование социальных отраслей и пр. Появляются «ножницы» между доходами и расходами регионов. Именно эти «ножницы» и режут возможности краёв и областей выполнять одновременно социальные обязательства и проекты развития. Для того чтобы разрешить данную проблему, заключает эксперт, нужно либо изменить принципы сбора налогов, либо увеличивать федеральное финансирование регионов, либо пытаться найти дополнительные способы пополнения территориальных бюджетов.