В России, как и в СССР, пенсионная система является солидарной. Это означает, что взносы, собираемые с нынешних работников, идут на выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Предполагается, что когды нынешние работники выйдут на пенсию, им будут платить те, кто будет работать в то время. Легко догадаться, что эта система хорошо работает, когда работников много, а пенсионеров мало.
Пенсионный возраст 60/55 (мужчины/женщины) был установлен в далёком 1932 г, за исключением колхозников, у которых выход на пенсию регулировался иначе) В те времена на одного пенсионера приходилось семь работников. Естественно, такое соотношение позволяло пенсионной системе работать нормально, не создавая нагрузки на федеральный бюджет.
Первые проблемы начались еще в начале 1980-х гг. Соотношение пенсионеры/работники ухудшилось до одного к трем. В принципе, повышать пенсионный возраст было нужно уже тогда. Но именно к тому времени сильно выросли доходы от экспорта нефти и газа, что и позволило отложить тяжёлое, крайне непопулярное, но экономически обоснованное решение, просто субсидируя пенсионную систему из госбюджета.
В дальнейшем, несмотря на бюджетные трудности периода распада СССР, повысить пенсионный возраст не решились, опасаясь взрыва недовольства. Однако ухудшающаяся демография привела к тому, что к 2018 г соотношение пенсионеров к работникам вплотную приблизилось к одному к двум и имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению.
Величина трансферта пенсионному фонду из федерального бюджета в 2017 г достигла 3,7 трлн руб. при общей величине расходной части бюджета около 16 трлн руб.. Стало ясно, что даже умеренное падение доходов бюджета - в результате санкций или падения нефтяных цен -грозит проблемами с выплатой пенсий. Именно эти опасения и подтолкнули к принятию очень тяжелого для властей, но необходимого решения – повышению пенсионного возраста. Правильнее было бы принять это решение в период бурного роста экономики (2004-2007 гг.), но тогда всем казалось, что рост будет всегда.
Можно бесконечно спорить о том, как именно повышать пенсионный возраст. Реальность же такова, что рост внешних рисков подтолкнул власти к принятию очень жесткого варианта. Сам факт принятия столь жесткого и непопулярного сценария реформы – очень наглядная иллюстрация серьезности нависших над российской экономикой угроз.
И падение цен на нефть (в 2014-2015 гг. – в четыре раза), и принятие жестких санкций (доходы Ирана от экспорта нефти в 2012-2014 гг.упали в несколько раз) потенциально создают угрозу того, что бюджет просто не сможет выделить денег на покрытие бюджета пенсионного фонда. И тогда денег на выплату пенсий просто не хватит. Весь ужас такого сценария трудно даже представить.
Именно поэтому из двух зол – проблем с выплатой пенсий или повышения пенсионного возраста – было выбрано меньшее зло.