Сегодня станет понятно, что будет с инициативой правительства о повышении пенсионного возраста в России.
На 14 июня 2018 года в повестке к заседанию правительства Российской Федерации значится законопроект об изменениях в некоторые законодательные акты по вопросам назначения и выплаты пенсий. «На заседании планируется рассмотреть следующие вопросы: о проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», – говорится в сообщении. В случае если кабмин посчитает данный документ готовым к принятию, он будет внесен на рассмотрение в Госдуму. С высокой долей вероятности, законопроект будет поддержан – вопрос только, в каком виде. На сегодняшний день пенсионный возраст в стране составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В рамках реформы рассматривались различные варианты: в том числе, до 65 лет для мужчин и до 60 для женщин, до 65 лет для мужчин и до 63 для женщин. Повышение пенсионного возраста власти называют необходимостью, вызванной потребностями и изменением структуры современной экономики, а также глобальными демографическими изменениями.
О своем мнении в отношении проекта заявил уже ряд политиков и чиновников. Например, глава Сбербанка Герман Греф назвал инициативу «абсолютно правильной», а первый заместитель парламентской фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов сообщил, что фракция не поддержит правительственный проект о повышении пенсионного возраста, но намерена внести собственную инициативу. Вопрос повышения пенсионного возраста крайне деликатный, добавляет Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ. Особенно учитывая, что более 90% россиян выступает против, из-за чего результаты заседания правительства предсказать достаточно сложно. Чиновники заявляют о непосильных для бюджета объемах трансфертов в пенсионную систему в условиях снижающейся доли трудоспособного населения.
Однако дело вовсе не в чрезмерной нагрузке на граждан в трудоспособном возрасте - в прошлом году на 100 работающих приходилось 103 иждивенца с учетом как пенсионеров, так и детей, безработных; и в ближайшие годы ситуация будет только улучшаться - а в неспособности правительства грамотно наладить экономические процессы. Или иными словами - в структурных проблемах всей финансовой системы, которые необходимо решать комплексно, а увеличение пенсионного возраста будет служить временной мерой. Так что, заключает Мащенко, поставленную задачу можно вполне решить и без подрыва доверия населения к государству, что позволяет надеяться на отказ от повышения пенсионного возраста.
Так или иначе, но решение будет приниматься – поэтапно с многочисленными правками и доработками, уверена ведущий аналитик компании «Эксперт плюс» Мария Сальникова. Нижняя палата парламента успеет рассмотреть закон о повышении пенсионного возраста в первом чтении до конца весенней сессии, затем на протяжении лета будут обсуждать его, и уже в сентябре готовить ко второму чтению. То есть 14 июня вряд ли стоит ждать решительных однозначных заявлений по вопросу повышения пенсионного возраста в РФ.
Если смотреть с точки зрения целесообразности данного закона, говорит эксперт, то с финансовой позиции это один из вариантов поддержания бюджета в долгосрочной перспективе. Так, сейчас в стране хроническое недофинансирование бюджета Пенсионного фонда, и он многие годы существует с дефицитом. В середине мая 2018 года, например, стало известно, что правительство направит в Государственную думу законопроект по увеличению расходов Пенсионного фонда на 92,2 млрд руб. до 8,5 трлн руб. А при условии, что 40-50 лет назад статистически в стране было 3,7 работающего на одного пенсионера, то сейчас, к 2019 году, это примерно два человека.
Учитывать нужно еще и то, что «зарплата в конвертах», фриланс, аренда жилой недвижимости – это все недополученная прибыль бюджета. То есть статистика двух работающих на одного пенсионера будет ухудшаться, уверена Мария Сальникова. Пойдет ли государство на повышение пенсионного возраста? Вполне реалистичный сценарий. Однако это подорвет уровень доверия населения к правящей партии. Доводы, которые приводит правительство в поддержку своего решения включают и давность принятых норм пенсионного возраста, и рост продолжительности жизни, из-за чего нагрузка на пенсионный фонд увеличилась, и намерение ратифицировать Конвенцию «О минимальных нормах социального обеспечения», согласно которой гарантируется уровень пенсионного обеспечения не менее 40% утраченного дохода.
Государство столкнулось с глобальным вызовом, когда пенсионная система на старых «пирамидальных» принципах уже не работает, а новая еще не создана, продолжает тему руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов. Уже сейчас из федерального бюджета обеспечивается половина пенсии каждого пенсионера, и это еще не начались массовые выплаты поколения 60-х. Но подход по бухгалтерским меркам «давайте снизим объемы выплат и сократим дефицит бюджета, чтобы можно было платить пенсии и дальше» слишком однобок, поскольку не учитывает социальные, трудовые и демографические сдвиги из-за решений в пенсионной системе.
К сожалению, констатирует аналитик, сейчас экономический блок имеет определяющее влияние, когда идет совместно с социальным, и они оба требуют повышения пенсионного возраста (не все ответственные лица, но основная часть). Сегодня законопроект будет обсуждаться, и вероятность отправки его на доработку очень велика. Н летнее время и меньшее количество препон в самом правительстве могут и пропустить повышение ПВ до стадии федерального закона. Экономика России получит несколько сотен миллиардов рублей за первые несколько лет введения закона, если он затронет и граждан предпенсионного возраста, но там есть оговорка о его применении к людям до 50 лет, поэтому давление на бюджет будет расти теми же темпами и далее.
Изменится перерасчет пенсии, а также после 2022 года прирост обязательств немного снизится по факту смертности, то есть экономия на изменении расчетов окажется на уровне 350-400 млрд рублей. Но она компенсируется за счет повышения самих пенсионных выплат, увеличения затрат на социальные выплаты (для северной страны инвалидность после 55 лет – слишком частое явление), а также трудоустройство граждан предпенсионного возраста и молодежи. Изменение инфраструктуры всех трудовых ресурсов заставит перекроить экономику с учетом стареющего населения, поэтому говорить о плюсах такого решения можно только теоретически, уверен Роман Блинов. К сожалению, выбор у правительства состоит между плохим решением и очень плохим, поэтому «закручивание гаек» только начинается.