Представители торговых сетей заявляют о росте продаж отдельных видов продуктов и товаров длительного хранения. По некоторым данным, запасы начали делать пока в основном люди пенсионного возраста, которые очень хорошо помнят дефолты и девальвации, а также дефицит товаров. Но развитие событий в Европе показывает, что закупка долго хранящихся товаров заранее в условиях возможного карантина – вполне разумный подход.
Падение курса рубля, ожидание повышения цен на практически все товары, которые имеют импортное происхождение или составляющие, а также потенциальный карантин из-за коронавируса по примеру Италии заставляет наших граждан делать запасы. Как, например, пишет ТАСС со ссылкой на опрос представителей рынка и властей регионов, рост продаж отдельных видов продуктов и товаров длительного хранения уже имеет место, хотя и не стал пока ажиотажным.
Например, в пресс-службе сети «Лента» в Санкт-Петербурге отметили незначительное повышение спроса на товары с длительным сроком хранения - моющие средства, средства гигиены. Товары с длительным сроком хранения стали больше приобретать и в сибирских регионах. В Кемеровской области, где были выявлено два случая заражения коронавирусом нового типа у прибывших из Италии граждан, торговые сети отметили повышенный спрос на крупы, сахар, макаронные изделия, растительное масло.
Безусловно, паники как таковой пока нет, а власти заявляют, что ситуация в торговых сетях не отличается от обычной, всплески спроса «связаны либо с продажей акционных товаров, либо днями выдачи зарплаты или аванса». Тем не менее, согласно данным банка «Открытие», порядка 9% россиян уже начали закупать продукты и товары для формирования долгосрочных запасов. Люди старшего возраста усиленно закупают крупы, макароны, сахар, муку, предметы личной гигиены впрок, говорится в исследовании.
По мере роста количества заболевших и расширения карантинных мероприятий в стране люди будут готовиться к ситуации добровольного карантина, говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, это сейчас нормальная практика в европейских странах, когда граждане пытаются снизить нагрузку на сферу медицинского обслуживания в стране, по возможности оставаясь дома и сокращая выходы на улицу до минимума. В такой ситуации определенный запас продуктов питания и разных бытовых принадлежностей нужен. Не зря правительство Германии и ряда других стран ЕС призвало своих граждан сделать запас на две недели возможного карантина. Россияне граждане знают об этой информации, с чем и связан повышенный спрос на продукты длительного хранения.
Также сказывается опыт предыдущих кризисов и девальвации рубля, поэтому люди пытаются приобрести товары, не дожидаясь роста цен, продолжает эксперт. Ажиотажный спрос может возникнуть, если станет очевидно, что могут начаться ограничения передвижения людей внутри населенных пунктов – тогда люди более активно и массово могут начать закупаться продуктами и предметами личной гигиены.
Ритейлу, считает Павел Сигал, необходимо предусмотреть возможность оперативного подвоза товаров в свои торговые точки, чтобы не появлялось пустых полок (это тоже может спровоцировать дополнительную панику). А российской промышленности наверняка имеет смысл освежить инструкции по действиям в режиме ЧС, так как различные карантинные мероприятия потребуют пересмотра рабочих графиков и производственных планов.
Ажиотажного спроса нет, говорит, в свою очередь, эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский, потому что валюта дорожает постепенно, а не резким скачком, как в 2014 году. Тогда люди ждали краха экономики примерно как в 1998 году, и исходя из этого, сметали с полок магазинов все, что можно было забрать. Сейчас такого нет и не предвидится.
Второе, что надо понимать, продолжает эксперт, – небольшое повышение спроса на товары повседневной необходимости – это нормальная ситуация для общемировой пандемии. Можно с уверенностью утверждать, что такого распространения вируса, как в Европе, в России не будет. Поэтому и спрос остается на более-менее адекватных значениях: вроде и выше нормы, но без панических настроений.
По большому счету, вся истерия вокруг «коронакризиса» слишком раздута, уверен Алексей Кричевский. Поскольку на спрос наслоилось еще и падение цен на нефть, что также прогнозируется как временное явление, даже несмотря на то, что показателей в 60 долларов за баррель мы не увидим еще долго. Но в любом случае в течение нескольких месяцев ситуация нормализуется. Проблем с поставками в продуктовые магазины не должно быть однозначно, особенно после отмены запрета на логистические транспортные барьеры.
Единственное, что действительно может подняться в цене на некоторое время, – импортные товары, которые не производятся в России, поскольку все расчеты по ним проходят в валюте, считает аналитик. Но и курс рубля не будет оставаться на уровнях 73-75 рублей долгое время, так как нефтяные котировки уже коснулись дна и начинают корректироваться. Если подводить краткий итог, то повышение спроса – это логично, но через некоторое время он вернется к обычным показателям. А рост цен может быть разве что спекулятивным и опять-таки стоимость товарных групп вернется к нормальным значениям после того, как утихнет информационный шум.