Вы знаете, почему современная пассажирская авиация так и не преодолела сверхзвук, хотя был «Конкорд» и Ту-144? Правильно – это оказалось нерентабельно. Однако понятие рентабельности таких полётов складывается из многих факторов, в числе которых – проблема разработки материала, который бы выдерживал высокие температуры на передней кромке крыла, носу и в камерах сгорания.
Дело в том, что скорости в 5 и более Махов (скоростей звука) эти элементы нагреваются до 2000-3000°C и окисляются. В последнее время многие делают ставку на жаропрочную керамику, однако пока её «потолок» – 1200-1500°C.
1 of 3
И вот учёные из Института Ройса при Университете Манчестера (Великобритания) и Центрального южного университета (Китай) создали новый материал, способный без структурных изменений выдерживать температуру до 3000°C. Это керамическое покрытие Zr0.8Ti0.2C0.74B0.26, которое накладывается на матрицу углерод-углеродного композита C/C с помощью реактивной инфильтрации расплава и цементации.
При температурах 2000-2500°C материал показывает близкую к нулю потерю веса или прибавку веса (из-за окисления), что означает прекрасную теплостойкость и минимальную абляцию (испарение для охлаждения) в потоке горячего газа.
Такой материал можно будет использовать не только в сверхзвуковой авиации, но также в возвращаемых космических аппаратах, многоразовых ракетах и так далее. Самолёт с таким покрытием сможет долететь из Киева в Нью-Йорк за 3-4 часа.