Стоимость нефти может вернуться в район 60 долларов за баррель, но российский президент считает такой уровень справедливым.
В пятницу прошлой недели нефть довольно сильно и даже внезапно обвалилась в цене – в течение торговой сессии они падали до 75,05 доллара за баррель. Основной причиной падения стали заявления представителей ОПЕК+, которые в рамках Петербургского экономического форума (ПМЭФ-2018) подтвердили намерения смягчить условия договора о сокращении добычи уже в июне.
В понедельник цены на нефть продолжили снижаться (на 4% за сессию), но во вторник на рынок пришла закономерная коррекция – участники торгов поняли, что «погорячились» с такими сильными продажами, тем более что ОПЕК+ пока только готовится к отмене соглашения и не будет действовать себе во вред. Утром в Азии фьючерсы на нефть сорта Brent подрастают в цене на 0,27%, до 75,52 доллара за баррель, и вполне могут продолжить подъем в течение дня.
Если бы цена на нефть целиком зависела бы от квот и ограничений, которые приняли на себя участники соглашения ОПЕК+, то они давно установили бы её на каком-то оптимальном для себя уровне, говорит инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин. Но в цене на нефть учтены столько экономических и геополитических факторов, что активно повлиять на неё никому не под силу.
Как напоминает эксперт, в течение полугода после заключения соглашения цена на нефть только падала, и участники начали понемногу нарушать квоты, чтобы восполнить потери из-за снижения цены. Понадобились провести дополнительные встречи и наладить работу технического комитета, для того чтобы поднять дисциплину среди участников соглашения. Затем, когда с середины 2017 г. цены на нефть стали расти, и дисциплину стало соблюдать легче.
Так что в основе изменения цен лежат не соглашения, а прежде всего фундаментальные факторы – экономический рост и баланс спроса и предложения. На сегодняшний день, указывает Иван Карякин, баланс спроса и предложения близок к равновесию и ориентир, который ставили себе участники соглашения ОПЕК+, а это средний за пять лет уровень запасов нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР тоже приближается к целевому уровню. Поэтому нефти будет всё труднее прибавлять в цене, а вот коррекционное снижение будет проходить чаще. В 2018 году нефть несколько раз дорожала из-за геополитической напряжённости, получая военную премию, но после взлёта, цена, как правило, консолидировалась на достигнутом уровне и в последствии снова находила поводы для роста.
Ситуация на рынке нефти целиком устраивает участников соглашения ОПЕК+, и они сохранят свои договорённости до конца, уверен аналитик. В настоящее время существует несколько причин, по которым котировки нефти могут вырасти. Это возобновление санкций против Ирана, после выхода США из ядерной сделки. И возможная реакция США на результаты выборов в Венесуэле и опять введение санкций.
В обоих случаях, ожидает Иван Карякин, рынок нефти отреагирует ростом цен, и, возможно, мы увидим и 100 долл./баррель. В ближайшее время, по его словам, мы увидим незначительные колебания нефти на достигнутых уровнях в зависимости от других факторов – данных по запасам, курса доллара, количества буровых установок. А в дальнейшем на движение в нефтяных ценах будет оказывать фундаментальные факторы – объёмы запасов в странах ОЭСР, решения ОПЕК, прогноза по экономическому росту и геополитика.
Между тем, Владимир Путин заявил, что Россия не заинтересована в бесконечном росте цен на нефть, ее устраивает 60 долларов за баррель, так как эта стоимость является сбалансированной и справедливой. "Достаточная, чтобы прогнозировать необходимые в отрасль инвестиции и осуществлять их. Все, что свыше, может вызывать определенные проблемы для потребителей, в чем основные производители тоже не заинтересованы", – сказал он.
И в самом деле, считает финансовый консультант TeleTrade Жанна Кулакова, снижение нефтяных цен к 60 долларам за баррель не навредит крупнейшим экспортерам и в то же время будет несколько сдерживать пыл американских нефтяников, тем самым снижая долгосрочные риски для рынка. Экономики нефтедобывающих стран уже адаптировались к дешевой нефти, и 60 долларов – приемлемый уровень. Стремительный рост нефтяных котировок не стоит расценивать как однозначное благо, ведь сильная волатильность всегда приводит к разбалансировке и перекосам.
Вообще же говорить о том, какая цена оптимальна для участников нефтяного рынка трудно, уверен управляющий активами ICBF Алексей Федоренко, потому что в реальной экономике влияние на цену нефти никто не в состоянии оказать. Нефть слишком глобальный ресурс чтобы можно было эффективно влиять на его цену в интересах отдельных стран или корпораций. Сейчас нефть скорректировалась от недавних максимумов.
Теоретически возврат к ценам в районе 60 долл./баррель возможен, считает Алексей Федоренко. Тем более что некоторые руководители и чиновники не раз озвучивали, что этот уровень оптимальный, как для производителей, так и потребителей. Сейчас факторы, которые заставляли котировки нефти оставаться на новых высотах, никуда не делись. Поэтому, упав ниже 75 долларов, нефть быстро отскочила – до 76 долл./баррель, и продолжает консолидацию.
В данный момент, добавляет аналитик, угроза санкций США против Ирана, стоит на паузе, вероятно вмешательство европейских стран, требует дальнейшего обсуждения, но угроза остаётся. Санкции, будь они введены, уберут с нефтяного рынка 300-500 тыс. баррелей в день иранской нефти и хоть Саудовская Аравия и обещала восполнить этот объём, быстро это не получится и цены на нефть могут вырасти. По мнению Федоренко, геополитика сохранит своё влияние на рынок, так что до конца года волатильность в нефти может вырасти, и мы увидим, как взлёт котировок до 100 долларов, так и снижение до 60 долларов/баррель.