К 15:15 (мск) индекс МосБиржи снижался на 0,53% до 2385,96 п., а РТС корректировался на 1,62% до 1122,82 п. Внешний фон для российских активов вновь ухудшился. Д. трамп отказался встречаться с президентом РФ В. Путиным, американский Сенат принял необязательную к исполнению резолюцию с осуждением действий РФ в Керченском проливе. Нефть вновь пытается уйти ниже отметки $59 за баррель Brent. В существенном минусе вновь торгуются отечественные банки. Впрочем, есть исключение в виде бумаг банка «Санкт-Петербург», который одобрил новую дивидендную стратегию, заключающуюся в направлении не менее 20% прибыли по МСФО на выплаты акционерам. Отечественные нефтяники весьма неплохо переживают очередное снижение котировок нефти, а вот у газовых компаний проблемы, связанные с очередными попытками США убедить европейских партнёров в неправильности закупок сырья у РФ. Бумаги «Татнефти» торговались в символическом минусе на фоне отчётности, показавшей рост прибыли в III квартале в 2,7 раза до 69 млрд рублей, а за январь-сентябрь – почти в два раза до 173,94 млрд рублей. Единственным негативом в отчётности было увеличение долга компании в два раза в первые девять месяцев года, но показатель остаётся довольно низким и легко покрывается прибылью за полугодие. Morgan Stanley снизил рекомендацию по бумагам «АЛРОСА» до «держать», а также целевую цену до 110 рублей с 130 рублей. Реакция бумаги была негативной и цена упала более чем на 1,6%. Замгендира «Аэрофлота» А. Чиханчин заявил, что компания готова выплатить дивиденды более 25% по итогам года при соответствующей директиве правительства. Акции авиакомпании дорожали более чем на 1,3%. Неожиданный негатив пришёл для «Газпрома». Польша и Дания приняли окончательное решение о строительстве газопровода протяжённостью 900 км., который соединит Польшу к 2022 году с транспортными магистралями норвежских поставок газа в Европу. Именно к 2022 году заканчиваются долгосрочные контракты «Газпрома» с Польшей.
Рубль вновь подвержен росту рисков внешних ограничений. К середине московских торгов баррель Brent стоил около 3945 рублей. Однодневная ставка MosPrime выросла до 7,74%, недельная до 7,78%, а месячная до 7,99%. Против рубля вновь работают геополитические риски, которые усилились после происшествия в Керченском проливе. Пока резолюция Сената США с осуждением действий РФ особой угрозы не несёт, но ухудшает сложившийся в ноябре позитивный фон. Кроме того, определённые надежды были связаны со встречей глав РФ и США в рамках G20, но очередные события по расследованию российского следа в выборной компании США в 2016 году заставили Д. Трампа отказаться от переговоров. Соответственно, рубль встречает конец месяца в прежнем неприятном настроении. Кроме того, рынок уже готовится к возобновлению покупки валюты в рамках бюджетного правила. Кроме того, массовая идея аналитиков по повышению ставки ЦБ РФ для защиты курса приобретает чёткие очертания на рынке межбанковского кредитования. Однако, на наш взгляд, повышение ставки на 25 базисных пунктов будет недостаточно, чтобы защитить рубль от устойчивого ослабления при возобновлении валютных покупок. К 15:15 (мск) USD/RUB – 66,95 (+1,12%), EUR/RUB – 76,07 (+0,89%).
Евро вновь отступает на фоне слабой статистики. Инфляция в еврозоне замедлилась в ноябре до 2% при ожиданиях снижения до 2,1%. Безработица осталась на уровне 8,1%, хотя ожидалось её падение до 8%. И, наконец, Италия всё же зафиксировала спад экономики на 0,1% в III квартале. Handelsblatt пишет, что главы германских автомобилестроительных компаний приглашены в Белый дом, чтобы обсудить влияние импортных пошлин на их бизнес. Впрочем, скорее всего, им будет сделано предложение о том, чтобы согласиться на перенос части производств в США или столкнуться с заградительными тарифами. Всё это негативно сказывается на европейских индексах. Кроме того, у рынков есть сомнение в том, что Китай согласится со всеми американскими требованиями по торговым вопросам, поскольку Пекин редко идёт на уступки под давлением. Ожидания на рынке по поводу повышения ставки ФРС существенно снизились. На будущий год большинство закладывает лишь одно повышение. Доходность по 2-х летним обязательствам США упала к концу ноября почти до 2,8%, хотя месяц назад пробивала в моменте 3%. Аналогичная ситуация в 10-летних обязательствах, где доходность месяц назад была выше 3,2%, а к концу ноября упала почти до 3,01%. К 15:15 (мск) DAX – 11215,37 п. (-0,73%), CAC 40 – 4979,36 п. (-0,54%), FTSE 100 – 6979,75 п. (-0,84%).
Главными вопросами для нефти остаются переговоры США и Китая по торговым вопросам, а также участие РФ в новом соглашении по сокращению добычи. Однако, как сообщает Reuters, представители РФ уже ведут переговоры об участии в действиях OPEC+. Впрочем, некоторые участники говорят о том, что более вероятно решение об ограничении добычи лишь на 1 млн бар., а не на 1,5 млн бар., как ранее предполагалось. К 15:15 (мск) Brent – $59,01 (-1,50%), WTI – $50,54 (-1,77%), золото – $1227,8 (-0,21%), медь – $6127,77 (-0,36%), никель – $11085 (+0,27%).
Индекс доллара подрастал на 0,22% до 96,915 п. AUD и CAD теряли более 0,3% против доллара США. К 15:15 (мск) EUR/USD – $1,136 (-0,26%), GBP/USD – $1,275 (-0,24%), USD/JPY – 113,52 (+0,04%).
Фьючерсы на американские индексы указывали на негативный старт торгов. Особо стоит отметить, что наибольшее снижение демонстрировал фьючерс на Dow Jones, что прямым образом связано с тарифными войнами. В случае повышения ввозных пошлин на европейские автомобили можно ожидать ответных шагов Евросоюза против американской продукции ведущих компаний. На предстоящих торгах стоит обратить внимание на показатели цен личного потребления. Предварительные прогнозы говорят о том, что инфляционное давление в США могло снизиться в октябре, даже с учётом высоких цен на нефть. Соответственно, в ноябре рост цен способен замедлиться ещё больше, что будет являться основанием для ожиданий более мягкой политики ФРС. Среди активных акций могут быть бумаги Marriott, управляющей глобальной сетью отелей. Компания заявила об утечке информации о сотнях миллионов клиентов. Российский рынок может закрыть день в минусе. На стороне данного утверждения ухудшение ситуации с рисками ограничений, падающая нефть и слабые надежды как на договорённости США и КНР, так и на будущее соглашение по ограничению добычи нефти.