Сценарист американского сериала «Чернобыль» (телеканал HBO) Крейг Мазин назвал причину отрицательного отношения к картине в России. Об этом он заявил в вашингтонском научно-исследовательском Центре имени Вудро Вильсона. По его словам, сериал вызвал волну негодования, потому что над ним работали американцы. Кинопродюсер Владислав Пастернак считает, что Мазин назвал далеко не единственную причину и что для российской индустрии сериалов пока невозможно снять нечто, подобное «Чернобылю».
«Чернобыль» резко отличается от телесериалов образца 1990-х годов, которые после перестройки показвали едва ли не на всех наших телеканалах. Теленовеллы, «мыльные оперы» и сейчас везде точно такие же, освоен рецепт и в России: снимается одна серия в день, всё пишется и режиссируется наскоро, у актеров нет времени на репетиции и так далее. Есть даже термин для подобного материала – «заполнение эфира». Качество этих сериалов именно таково вот почему: в конце 90-х голливудские студии сделали ставку на подростковый контент, фильмы с диким количеством компьютерной графики и с рейтингом PG-13. Мейнстрим в те годы в основном стал пресным, инфантильным, и говорил о примитивных проблемах, о «поиске предназначения» и прочей банальщине.
При этом спрос на взрослый, жесткий, но всё ещё внятный контент о более жизненных вопросах никуда не делся, его и удовлетворяют кабельные каналы и VOD-сервисы, куда в какой-то момент были рекрутированы все талантливые творцы, не имевшие возможности применить свой талант в полную силу для большого экрана.
Сравнивать сериалы, снятые телевизионной сетью «HBO», и аналогичную российскую продукцию бессмысленно. Большая часть наших сериалов – это доходчивое «ненапряжное» развлечение для максимально широкой аудитории эфирного ТВ, зарабатывающего на рекламе. «HBO» давным-давно существует на рынке кабельного ТВ, зарабатывает на подписке, с появлением интернета их аудитория лишь расширилась.
Отечественные производители только начинают заходить в этот сегмент, аудитория ограничена русскоязычным пространством и только привыкает платить за качественный контент. Сама по себе конкуренция и рост рынка способствуют росту качества наших сериалов, сегодняшние проекты в разы лучше тех, что делались 10-15 лет назад. Но ориентиром, планкой качества являются мировые суперхиты – «Клан Сопрано», «Игра престолов», «Мир Дикого Запада» и так далее, которых и в мире – единицы. Пока в России только некоторые вещи от канала «ТНТ» сравнимы с ними по уровню содержания. Там каждая серия стоит, как отечественный фильм для кинотеатра. Чтобы такое появилось у нас, нужно много времени и очень большая индустрия.
«Чернобыль» - продукт такой индустрии. Великолепный сериал! Фильм сделан высокопрофессионально даже на фоне лучших мировых проектов, бескомпромиссно доносит важный гуманистический месседж, и еще это первый со времен «К-19» фильм, где советский быт показан максимально аутентично.
«Чернобыль» с большим уважением показывает наших людей: ученых, ликвидаторов, простых граждан. Персонажи получились живыми и сложными, а не шаблонными, как для нас часто выглядят русские в зарубежном кино. У меня мало времени на просмотр сериалов, и я без сожаления прекращаю просмотр всего, что не захватывает в течение первой же серии (ведь две серии – это целый полнометражный фильм). «Чернобыль» зацепил с первых же минут, оторваться невозможно.
В России этот сериал много критиковали. Я думаю, что 99% критики «Чернобыля» основано на политических воззрениях критикующих, на теориях заговора. Социалистический строй надорвался, показал свою нежизнеспособность, Советский союз распался – и все, кто ностальгируют по тем временам или представляют их себе как рай, по своему беззаботному детству или по воспоминаниям тогда еще молодых родителей, дедушек, бабушек, – винят в этом Штаты, НАТО и прочую «мировую закулису». Это чувство высокомерной враждебности к тому, что люди считают причиной своих неудач, называется «ресентимент». Ресентименту старательно подыгрывают всевозможные отечественные политики-популисты, эксплуатирующие миф о советском рае. Соответственно, всякая критика советской власти воспринимается доверчивыми гражданами в штыки, особенно если исходит с Запада. Ищут пропаганду, госзаказ и так далее. Этому способствуют и чиновники, и официальные СМИ, эксплуатирующие народные страхи, и то, что в России госзаказ на пропагандистский продукт реально есть. Многим комфортно думать, что везде так же, хотя мощь Голливуда как раз в том, что эта кинокультура ковалась в жестких рыночных условиях, без GR и потоков безвозвратных госсредств. Что касается отступлений от реальной истории, то сценарист сериала Крейг Мазин выпустил целый подкаст, где подробно объясняет, где, что и почему было изменено. За документами и достоверными фактами следует ходить в архивы, а художественная продукция – для осмысления реальности художественным же способом. Впрочем, если бы ровно такая же история была рассказана отечественными кинематографистами, реакция была бы такая же, если не более агрессивная. Вспомните, что творилось по поводу «Левиафана». Спор западников и славянофилов начался более полутора веков назад, он еще долго не закончится, и поводом для очередной битвы может быть всё, что угодно»