Правительство России опубликовало постановление, согласно которому в течение 2018 года (точнее с 15 января по 31 декабря) в России пройдет эксперимент по маркировке табачной продукции электронными метками.
Эксперимент должен способствовать подтверждению подлинности товаров и противодействовать незаконным ввозу, производству и обороту табачной продукции (в том числе контрафактной).
Два раза в год – до 1 июля и до 31 декабря – будут проведены оценки результатов эксперимента с последующим докладом правительству. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по проведению эксперимента назначаются Минпромторг, Минфин, Минсельхоз, Минкомсвязи, ФСБ, ФНС, ФТС и Роспотребнадзор.
О предстоящих нововведениях власти заявляли не раз. При этом они подчеркивали, что если табачную продукцию и ждет удорожание в связи с маркировкой, оно будет крайне незначительным. Как, в частности, говорил глава Минпромторга Денис Мантуров, введение маркировки табачных изделий не отразится на их цене.
"Я не думаю, что это отразится на стоимости, мы проводим работу с бизнесом и нашли решение по самому оптимальному формату. Это точечный код", - отмечал министр. Тип маркировки, который будет применяться на табачном рынке, пока не определен, решение может быть принято в 2018 году, говорил в ноябре вице-премьер Александр Хлопонин.
По его словам, в случае внедрения на табачном рынке ЕГАИС розничные цены на табачные изделия вырастут незначительно - на 18 копеек на пачку.
Главный вопрос, кто именно будет эту маркировку наносить -производитель упаковки или производители сигарет, отмечает член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова.
В настоящий момент производство сигарет представляет собой сборочной цех который - пачка сигарет состоит из большого количества материалов. И если закон обяжет закупать оборудование именно табачные компании, а это огромные деньги, которые еще и связаны с перестройкой производства, то вряд ли затраты впишутся в 18 копеек, как говорят в Минпромоторге, полагает эксперт.
Если же наносить маркировку будет производитель упаковки, то возможно лишь внесение изменение в программу и печати и тогда затраты будут действительно минимальны. Кроме того нужно учитывать тот факт, что любое изменение технологии производства ведет за собой увеличение брака, что также ведет к дополнительным затратам.
Согласно последним данным, доля контрафактной табачной продукции в России в общем объеме на конец первого полугодия текущего года составила 4,6%, что представляет собой рост в четыре раза по отношению с показателем за весь 2016 год. Соответственно, поясняет аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, это говорит о том, что существующих мер по борьбе с контрафактоv недостаточно и введение электронной маркировки такой продукции способствует очищению рынка и увеличению налоговых платежей.
Сама идея маркировки табачной продукции в России обсуждается в правительстве уже больше года, напоминает эксперт. Сначала власти хотели распространить на табачную отрасль систему так называемого ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы) по аналогии с алкогольной отраслью, однако участники табачного рынка выступали против такой идеи, подчеркивая, что затраты на внедрение такой системы могут превысить 24 млрд рублей и что неминуемо бы еще больше взрастило бы цены на сигареты. Введение же цифровой маркировки, а пока ответственные ведомства выбирают между двухмерным штриховым кодом (dot code или data matrix) должно минимизировать расходы производителей, что собственно является для них важным условием.
Более того, насколько сейчас известно весь эксперимент будет проводится за счет специально созданной для этих целей компании «Оператор-ЦРПТ» (Центр развития перспективных технологий), именно она будет выступать оператором операционной системы по обработке данных. Примечательно что компания создана структурами USM Holdings, аффилированной с Алишером Усмановым, «Ростехом» и управляющим партнером Almaz Capital Partners Александром Галицким. В случае если этот эксперимент будет проведен успешно, не исключено что в будущем компания уже не на безвозмездной основе, а по условиям госзаказа начнет выступать оператором маркировки другой продукции – ведь как известно в будущем власти предлагают маркировать некоторые виды одежды, обувь и даже постельное белье. Учитывая, что эксперимент в 2018 году будет проводиться за счет оператора информационной системы, то можно предположить, что стоимость табачной продукции действительно повышаться не будет, говорит Яковенко.
При этом введение маркировки проводится под контролем сразу нескольких ведомств: Минпромторг, Минфин, Минсельхоз, Минкомсвязи, ФСБ, ФНС, ФТС и Роспотребнадзор, а основным ответственным отчитываться раз в полгода перед правительством власти обозначили Минпромтор. И также можно предположить, продолжает аналитик, что эксперимент будет реализован с большой вероятностью успешно. Уже к середине этого месяца ведомство скорее всего огласит окончательный вариант применяемой для маркировки технологии. Что касается реализации в торговых реалиях, то, по сути , на работу ритейлеров эксперимент вряд ли повлияет, поскольку маркировка будет осуществляться на производствах, и проблемы могут быть только в случае технических сбоев, но на это все по идее должно быть заложено время.
В целом маркировка – это специальная мера, для того чтобы нарастить рост налоговых сборов с отрасли, вряд ли за первый год мы сможем увидеть существенные результаты, тем более что эксперимент является добровольным и обязательным, полагает Кирилл Яковенко. Также это вряд ли повлияет на общие продажи сигарет, которые к слову от года к году последовательно падают, так напомним за девять месяцев текущего года в стране было произведено всего 217 млрд штук сигарет, в то время как за тот же период 2016-го года их было произведено на 19% больше.