Президент РФ провёл рабочую встречу с министром экономического развития Максимом Орешкиным, в ходе которой обсуждалась динамика макроэкономических показателей в стране, сообщается на сайте Кремля. Одной из тем стали темпы роста ВВП России. Максим Орешкин заверил Владимира Путина, что все идет по плану и даже лучше.
Как подчеркнул министр в начале встречи, дела и так идут неплохо: «если посмотреть на цифры 2018 года, они выглядят в целом неплохо, у нас рост ВВП – 2,3%». «Это максимальная цифра с 2012 года, поэтому потихонечку увеличиваем, идём чуть лучше прогнозов, но всё равно эти цифры ниже, чем целевые. Мы должны выходить на темпы больше 3%. И та цифра, которая позитивна, динамика инвестиций, мы видим, что за 2018 год рост – 4,3%. За два года у нас 9,1%, то есть уже очень солидный темп роста, выше темпа роста ВВП», – продолжил он.
Как признал Максим Орешкин, «у нас не очень хорошая статистика по первому кварталу 2019 года, но мы это и ожидали. Ряд решений – повышение НДС – в целом экономикой переносится лучше, чем многие ожидали. За первый квартал рост замедлился. Инфляция достигла максимума в марте – 5,3 %, но наши оценки: это самая слабая цифра в этом году. Инфляция прошла свой пик и сейчас начнёт замедляться. И экономический рост тоже начнёт к концу года ускоряться.
В целом по году прогноз МЭР составляет 1,3 %, отметил министр. «Но мы видим, что цифры могут оказаться лучше, чем мы сейчас ожидаем, мы пока прогноз не пересматриваем. Будем смотреть, как ситуация разворачивается. Здесь самое главное – продолжать работу», – подчеркнул Орешкин.
Важно понимать, говорит аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов, что даже если рост ВВП по итогам 2019 года и будет больше прогнозного порога, это все равно не будет означать что в России начались разворотные процессы к росту. Для того чтобы был заметен реальный эффект этот рост в годовом выражении должен быть выше 2%. А чтобы это произошло, в нашу страну должно привлекаться больше иностранных инвестиций, реформироваться методы госрегулирования, совершенствоваться законодательство и сужаться доля влияния госкорпораций и естественных монополий.
Но доля госсектора в ВВП пока настолько велика (70%), то для того чтобы она начала снижаться потребуется более 5 лет и целенаправленная работа для создания мощного частного сектора, т.е иными словами внутри страны пока не создается та необходимая среда, которая бы поддерживала рост ВВП и деловой внешней активности.
Еще один интересный аспект – почему иностранные инвестиции не идут в Россию с большой охотой? Мировые корпорации, объясняет аналитик, отталкиваются от рекомендаций авторитетных рейтинговых агентств, которые по причине санкций и беспристрастного подхода не рассматривают Россию как лидера первых строчек в своих докладах. Так, например, по данным агентства Doing Business за 2018 год Россия находится лишь на 31 месте из 190 стран, где стоит открывать бизнес, при этом согласно майскому указу одой из главных целей для правительства является дойти минимум до 20-й позиции рейтинга.
Сложно пока с такими темпами роста ВВП прогнозировать, что к указанному сроку страна дойдет до желаемого результата при сохранении все тех же условий, считает Алексей Антонов. Если говорить о краткосрочной перспективе, то есть можно предположить, что ВВП в 2019 году может составить от 1,3 до 1,7% по самому позитивному сценарию. Все будет зависеть от большого ряда факторов – добыча и экспорта энергоресурсов, результатов ПМЭФ, результатов работы транспортно-логистического сектора, промсектора и т.п.
Повышение ВВП в 2019 года выше 1,3% маловероятно, хотя и возможно при стечении благоприятных обстоятельств, прежде всего внешних, полагает, в свою очередь, руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий
Марк Гойхман. К ним можно было бы отнести сохранение достаточно высоких цен нефти в районе 70 долларов по Brentпри сильном курсе доллара к рублю в районе 65-70 руб., отсутствие новых санкций и эскалации общей напряженности на рынках из-за «торговых войн».
Поддержку экономике могут оказать также снижение ключевой ставки ЦБ РФ с 7,75% до 7,25-7,5%, успешное начало реализации инвестиционных нацпроектов, высокий урожай в сельском хозяйстве, повышение реальных доходов населения и пр., добавляет аналитик. Но, полагает он, в текущем напряжённом мире совокупность указанных внешних условий была бы редким «подарком» для российской экономики, от которых она зависит в большей степени, чем от внутренних факторов.
В принципе, 1,3% роста – не настолько высокий темп, который был бы принципиально недостижим, но он не означает радикального изменения в трендах экономики, уверен Марк Гойхман. Такое повышение практически будет мало ощутимо для конечных пользователей. Ведь даже прошлогодний объявленный Росстатом рост на 2,3% не привёл к повышению доходов людей, улучшению экономической ситуации в потребительской сфере.