Карта национальной платежной системы «Мир» с 1 октября 2017 года будут приниматься в обязательном порядке продавцами с выручкой более 40 млн рублей в. Соответствующие положения, вступающие в силу, содержатся в законе «О защите прав потребителей».
Исключения составят случаи, когда расчеты проходят в местности без доступа к интернету.
Уже с 1 июля российские банки обязаны были выдавать бюджетникам, обратившимся за открытием нового счета, только карты национальной платежной системы «Мир», напоминает агентство ТАСС. К 1 июля кредитные организации должны были обеспечить прием карт «Мир» в своих банкоматах и платежных терминалах. Ожидается, что объем эмиссии карт «Мир» по итогам 2017 года составит 16-20 млн штук.
Переход на национальные карты связан с тем, что 21 марта 2014 года две крупнейшие системы платежных карт Visa и MasterCard без уведомления заблокировали операции по картам банка «Россия», его дочерней организации Собинбанк, а также СМП банка.
С проблемами в обслуживании карт столкнулись и некоторые другие банки, в частности Инвесткапиталбанк. В декабре 2014 года Visa и MasterCard прекратили обслуживание банковских карт в Крыму и Севастополе (их работа на полуострове возобновилась в апреле 2015-го).
Происходящее является очередным шагом в планомерной реализации стратегии развития отечественной платежной системы, полагает ведущий аналитик компании «Аналитик-Сервис» Антон Быков. Стоит отметить, что первоначальный план внедрения «Мир» подразумевал одномоментный переход в 2018 году сотрудников госпредприятий и лиц, получающих социальную помощь из федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов. Однако в результате сложной дискуссии был выработана более плавная и поэтапная стратегия внедрения.
Согласно заявлениям ЦБ РФ 99% банкоматов и POS – терминалов уже этим летом принимали карту «Мир». Так что еще летом можно было говорить о технической готовности инфраструктуры к вступающим в силу с 1-го октября положениям закона.
Однако техническая готовность вовсе не говорит о том, что платежной системой будут активно пользоваться. Согласно опросам «ВЦИОМ-Спутник» лишь 3% наших граждан уже пользуются картой «Мир».
Основными причинами этого является незнание о существовании платежной системы и отсутствие у россиян четкого понимания преимуществ перехода именно на нее, считает Антон Быков. Эта традиционная проблема российских продуктов заключается в неумении позиционирования и продвижения собственных товаров. И пока главной продвигающей силой национальной платежной системы «Мир» будет выступать административный ресурс, говорить о полноценном появлении российского конкурента мировым платежным системам не приходится.
И все же, по сути, все необходимые манипуляции, которые требуют от продавцов, уже произведены, констатирует генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Поскольку само по себе активное внедрение карт «мир» начало происходить еще с 1 июля, когда всем без исключения бюджетникам, в момент необходимости открытия счета, банки должны были оформлять только карту «мир». И вынесение предписания всем торговым точкам с оборотом более 40 млн рублей в год и более начать принимать карту мир с 1 октября – неминуемый второй и самый важный этап в интеграции карты в платежное пространство РФ.
Учитывая всю важность закрепления карты «Мир» в качестве своеобразного ответа России на санкции Запада, конечно, же, все банки уже давно готовы с ней работать, полагает эксперт. А необходимость внедрения обслуживающих терминалов при мгновенной оплате картой в практически любой торговой точке, где есть интернет, лишь закрепит позиции карты и создаст условия для повышения уровня доверия населения к ней как к надежному финансовому инструменту, который может выдержать уровень конкуренции с другими популярными западными аналогами.
В результате такое новое условие конкретно для владельцев бизнеса, с одной стороны, увеличивает расходы на содержание эквайринга, поскольку необходимо будет расширять возможности своего терминала и заново перезаключать договор на обслуживание с банком-партнером или менять такового, так как у банков может изменится стоимость услуг и другие банки будут иметь более выгодные предложения. В целом, конечно, банки, скорее всего, не будут стремиться извлечь из этого требования законодательства выгоду, поскольку тогда потеряют часть клиентов, считает Шустов.
Важно также отметить еще то обстоятельство, что сам по себе небольшой средний бизнес, для банков не представляет большого интереса для обслуживания и работы с ним. Оборот от 40 млн рублей в год даже до 100 млн рублей в год не самый лакомый кусок для эквайера, а дополнительное обслуживание транзакций по «миру» - еще несколько цифр в счете за обслуживание. Чем мельче клиент для банка и чем меньше у него точек торговли, тем меньше он представляет интерес для предоставления скидки и лояльных программ банка.
Поэтому, объясняет аналитик, такое обязательство для среднего бизнеса – это увеличение возможности нарастить торговые обороты за счет притока новых клиентов, но в большей степени большие расходы – и такая плата за новых клиентов скорее больше разорительна. По сути предприниматели оказываются в равных условиях, поскольку «мир» будут принимать везде где есть интернет.
Что же касается технической составляющей, то карта «Мир» и система обслуживания платежей через нее на базе российской банковской системы внедряется уже три года. За этот период в масштабах такого вопроса как формирование национальной системы платежных карт сделано и правда уже очень много, однако, чтобы «мир» мог занять существенную долю рынка потребуется от пяти до 10 лет.
Вопрос по ее выходу на международную арену тоже довольно сложен, так как для этого потребуются соответствующие договоренности и послабления со стороны Запада, на что он пока идти не готов. В России же, уверен Александр Шустов, с каждым годом ситуация будет улучшаться, напомним, что сейчас бюджетники уже получают только карту «мир» в качества зарплатного проекта, до июля 2018 года абсолютно все бюджетники будут на нее переведены, пенсионеры до 2020 года тоже. Всего сейчас в РФ используется уже до 8 млн таких карт, выпускают ее уже свыше 100 российских банков, в числе партнеров новой платежной системы свыше 350 кредитных организаций, но до полноценной конкуренции с привычными Viza и Mastercard все равно пока далеко – на них все еще приходится до 90% операций по картам.