Минпромторг после индексации утилизационного сбора с 1 января 2020 года не ожидает роста цен на автомобили российского производства. Таким образом глава министерства Денис Мантуров прокомментировал повышение ставки утильсбора в России с начала нового года, сообщает «Прайм». Но почему-то эксперты уверены, что автопроизводители все же не послушаются министра и повысят цены на свою продукцию.
Ранее стало известно, что с начала 2020 года произойдет увеличение ставок утильсбора. Для легковых автомобилей объемом до 1 литра коэффициент с 1 января 2020 г. составит 2,41, свыше 1 литра и до 2 литра - 8,92, для машин с двигателем от 2 до 3 литра - 14,08, от 3 до 3,5 литра - 12,98, свыше 3,5 литра - 22,25. «Целью принятого решения является создание условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов», - говорится в постановлении правительства.
Как подчеркнул глава Минпромторга Денис Мантуров, комментируя повышение сбора, «индексация утилизационного сбора осуществляется в целях развития экологически безопасных технологий по переработке отходов и позволит сбалансировать необходимые расходы на развитие системы утилизации. По каким-то категориям транспортных средств индексация не проводится. Роста цен на автомобили российского производства не ожидается, так как в отношении российских производителей действуют меры государственной поддержки».
«В части импортируемых автомобилей необходимо отметить, что доля индексации утилизационного сбора в их стоимости составляет порядка 2-5%. Таким образом, существенного удорожания импортной техники в связи с индексацией ставок утилизационного сбора также не ожидается», — добавил Денис Мантуров.
Утильсбор задумывался как компенсация затрат государства на переработку авто после окончания его эксплуатации, напоминает директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев. Кроме того, он позволяет компенсировать снижение пошлин, которое произошло после вступления России в ВТО. Согласно уставу организации, страны-члены обязаны обеспечивать равные условия как для внутренних, так и внешних игроков, однако, отечественные компании получают компенсацию сбора из бюджета. Таким образом, стоит рассматривать удорожание главным образом иностранной продукции примерно на 5%: сбор не превышает 2%% от стоимости автомобиля.
Российский авторынок стагнирует уже седьмой месяц подряд: за первые 10 месяцев года было продано на 2,4% машин меньше, чем за аналогичный период 2018 года, так что вводимые меры сложно назвать своевременными. К тому же у нас так и не сформировалась необходимая инфраструктура для утилизации авто. Едва ли даже половина водителей сможет назвать хотя бы один пункт- приема для утилизации. Получается, делает вывод эксперт, что сбор является налогом, который призван увеличить поступления в бюджет.
Вероятнее всего, считает Арсений Дадашев , государство захочет как-то компенсировать рост тарифов, например через субсидии на развитие производства. Тем не менее, краткосрочные издержки игроков все равно вырастут, а значит следует ожидать роста цен в любом случае. Учитывая, что цены традиционно растут с начала года, то можно ожидать увеличение спроса на авто в декабре со стороны людей, не желающих переплачивать.
В то же время долгосрочные перспективы пока туманны: потребители из премиум-сегмента не должны заметить изменения, а вот возможности менее обеспеченных соотечественников серьезно ограничены. В отдаленном будущем ситуация может ухудшиться: по расчетам РоАД, увеличение утильсбора может привести к увольнению 20 тысяч сотрудников из-за снижения рентабельности бизнеса.
Кстати, переработка авто в странах Европы является прибыльным бизнесом: компании зарабатывают на утилизации старых ТС и продаже ряда запчастей на вторичную переработку, обращает внимание генеральный директор компании «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев. Но на данный момент механизм расходования средств утилизационного сбора в России остаётся непрозрачным для участников рынка.
Так что, уверен эксперт, повышение утилизационного сбора отразится на стоимости транспортных средств, сильнее подорожает иностранные авто. Это приведет к тому, что некоторые транспортные компаний будут вынуждены закупать в автопарк отечественные машины, сократить объем закупок новых транспортных средств или найти еще какой-то выход.