Министерство культуры Российской Федерации проведет комплексную проверку работы систем безопасности Государственной Третьяковской галереи и других крупнейших федеральных музеев.
Об этом на пресс-брифинге в Минкультуры России, посвященном ситуации с кражей картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», сообщил директор Департамента музеев Минкультуры России Владислав Кононов. По его словам, соответствующее поручение дал Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский по итогам совещания с руководством Департамента музеев и Третьяковской галереи.
«Министр дал поручение провести комплексную проверку систем безопасности Государственной Третьяковской галереи и всех федеральных музеев Российской Федерации», — сказал он, отметив, что речь идет не только о музейных предметах, но и о пожарной безопасности.
По его словам, после происшествия в Третьяковке появилось много вопросов, связанных с безопасностью.
«Как так произошло, что удалось картину снять, вынести и только после этого забили тревогу? Мы должны разобраться с ответами на эти вопросы. Я уже не говорю о том, что предметы Музейного фонда должны быть обеспечены дополнительными рубежами защиты, теми самыми электронными датчиками, которые сейчас устанавливаются на выставке Архипа Куинджи в Третьяковской галерее», — сказал он, напомнив, что на выставке «Сокровища музеев России» в Манеже в ноябре 2018 года все произведения искусства были снабжены электронными датчиками, при наличии которых снять картину и не вызвать срабатывание сигнализации невозможно.
Со своей стороны, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала, что музей будет оснащать специальными датчиками все свои экспозиции. «Я со всей ответственностью заявляю, что все последующие выставки Третьяковской галереи, несмотря на то, что их бюджеты уже давно сверстаны и спонсорские средства на это получены, будут оснащены подобными датчиками», — сказала она.
Владислав Кононов также рассказал, что после проведения комплексной проверки будут подготовлены конкретные рекомендации и предложения по дисциплинарным взысканиям к ответственным лицам Третьяковской галереи. Также, по его словам, Министр поручил направить циркуляры во все субъекты Российской Федерации с просьбой провести такие же проверки на уровне региональных и муниципальных музеев.
«После этих проверок будут сформулированы циркуляры Минкультуры России в отношении организации временных выставок, потому что получается так, что картины постоянных экспозиций снабжены датчиками, а на временные можно их не делать», — сказал он.
Кроме того, будут подготовлены рекомендации в части страхования предметов Музейного фонда РФ на период экспонирования.
Директор Департамента музеев Минкультуры России также опроверг информацию ряда СМИ о том, что якобы картина не была застрахована на период экспонирования.
«Период экспонирования был покрыт, и в случае, если бы картину не нашли, возмещение материального ущерба страховой компанией было бы осуществлено», — сказал он, указав, что страховая оценка стоимости работы составила 12 млн рублей.
Картина Куинджи была похищена 27 января. Сотрудники МВД и ФСБ задержали подозреваемого в хищении в поселке Заречье Московской области, им оказался 31-летний мужчина. Он спрятал полотно на территории строящегося объекта в Одинцовском районе, откуда она и была изъята полицейскими.
«Этот случай — свидетельство в том числе и необычайно высокого интереса к российским музеям, который мы наблюдаем на протяжении последних нескольких лет. По итогам 2018 года мы фиксируем более 130 млн посещений российских музеев; напомню, что в 2013 году это число не достигало и восьмидесяти. Естественно, и процент противоправных действий тоже растет», — сказал Владислав Кононов.
По его словам, это подвигает Министерство культуры к пониманию того, что нужны дополнительные меры обеспечения безопасности посетителей и предметов музейного экспонирования в пространстве выставочного зала.
Картина «Ай-Петри. Крым» была написана в 1890-х годах. Она хранится в Русском музее Санкт-Петербурга, в Москву ее привезли на выставку Архипа Куинджи — одного из самых ярких русских художников XIX столетия. Он совершил прорыв в художественных исканиях своего поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа.
В экспозиции Третьяковской галереи — более 180 его избранных произведений. На выставке, помимо работ из коллекции Третьяковской галереи и Русского музея, представлены произведения Куинджи из 19 крупнейших региональных собраний, а также из музеев стран ближнего зарубежья (Азербайджана, Беларуси) и из одной частной коллекции.