Свобода, равенство, защита от инфляции и, главное, отсутствие контроля за передвижением средств, формулировку «денежных» опустим, поскольку известно, что криптовалюта ничем экономически не обеспечена — основные тезисы, продвигаемые криптовалютчиками. Об этом пишу. "Новости-россии.ru-an.info".
В прошлом году в России новости о цифровой валюте можно было встретить только на малоизвестных широкому кругу людей сайтах, в этом раздули из мухи слона, который уже уверенно топчется на просторах абсолютно всех без исключения СМИ. К каким только психологическим приемам не прибегали криптовалютчики.
Сперва осуществили вброс информации о совершенстве цифровой валюты, которая разительно отличается от существующей финансовой системы, не блещущей сегодня всё тем же совершенством. Примеров невероятно удачно проводимых криптовалютных транзакций на бытовом уровне, и быстрого, легкого обогащения с помощью добычи или производства цифровых монет приводили много — с участием известных, популярных личностей и без них.
Первая победа, как говорится, не заставила себя долго ждать — россияне поверили в криптовалюту, как и в 92-м году поверили Лёне Голубкову, ставшему всенародным любимчиком, символом наступающей новой финансовой эпохи, сулящей если не безбедную жизнь, то по крайней мере обеспеченную подушкой безопасности, говоря языком финансистов.
«На криптовалютах можно строить финансовые пирамиды, поэтому когда делается так называемое ICO — это аналог первичного размещения ценных бумаг. То есть привлекаются, эмитируются криптофинансовые инструменты, аналоги облигаций и других долговых обязательств, акций. Вот здесь действительно, поскольку реальные деньги переходят в криптовалюты и учредители таких ICO в итоге получают реальные деньги на свои проекты, — да, вот на таких вещах можно строить финансовые пирамиды, и неизбежно какая-то часть ICO из происходящих сегодня окажется вот такими финансовыми пирамидами.
Так устроены финансовые рынки, что как только появляется что-то новое, всеми овладевает ажиотаж и спекуляция, как, например, те же акции и облигации использовались для финансовых пирамид, здесь всё это тоже обязательно будет, но потом следует взрыв, пыль, затем туман рассеивается, и финансовый инструмент начинает облагораживаться и, соответственно, становится нормой рыночного оборота», — поясняет заведующий отделом международных рынков капитала Института Мировой экономики международных отношений российской Академии наук Яков Миркин.
Вера в «прекрасное» вызвала спрос, а вместе с ним и рост курсов криптовалют. И вот тут спрос подогрели следующим приемом, имеющим вполне конкретную у «манипуляторов-продажников» формулировку — «ажиотаж-дефицит».
В июне в московских магазинах исчезли видеокарты, с помощью которых осуществляется добыча, иными словами, майнинг криптовалюты. Волна ажиотажа-дефицита пронеслась и по регионам. Эксперты наперебой стали комментировать ситуацию, мол, сами понимаете, спрос породил дефицит, из-за дефицита поползли и цены, мол, люди стали майнить даже дома на своих компьютерах. Помните, как думал булгаковский Шариков — «Свезло так свезло, утвердился я в этой квартире».
Входило ли в планы криптовалютчиков обогащение производителей либо продавцов/перекупщиков видеокарт, взлетевших в цене вдвое, неизвестно, если не входило, тогда им точно свезло. Ведь, по большому счету, цель криптовалютчиков вовсе не осчастливить людей, подарив им идею того, как можно быстро и без особых усилий заработать денег, о чём подумали сначала домашние майнеры, позже понявшие, что добыча монет в домашних условиях, даже на нескольких компьютерах одновременно, не приносит особых доходов, наоборот, уводит в минус за счет затрат на электричество и непредсказуемости курсов на эти самые монеты. Между тем вся эта суета твердо и уверенно продолжала разогревать рынок псевдовалюты. Несуществующие деньги дорожали существенно изо дня в день, тем самым, в свою очередь, всё больше вызывая интерес к себе.
Известный российский экономист Яков Миркин поясняет: ситуации с криптовалютой больше всего подходит определение «мыльный пузырь», который еще чуть-чуть ‑ и лопнет.
«Это скорее мыльный пузырь, то есть тогда, когда создан рынок из подобных инструментов, курс криптовалют всё время повышается, и дальше в какой-то момент он обязательно лопнет, ведь эти инструменты не подкреплены реальными ценностями, реальными доходами. Но они останутся в обороте. Вот замечательный пример: все смотрели в этом году фильм, который только что вышел на экраны — тюльпанная лихорадка, ну вот, считайте, что криптовалюта — это новые тюльпаны. Подобные истории много раз происходили в истории финансовых рынков, цены на тюльпаны росли до неимоверных высот, потом рынок лопнул, но тем не менее тюльпаны остались на этом рынке, и всё равно есть простые виды тюльпанов, есть более дорогие, сортовые и так далее… То же самое происходит с любым финансовым инструментом, потому что, скажем, облигации, акции или векселя когда-то были такими же инновациями, и тоже были свои мыльные пузыри, потом они лопались».