Эдвард Мунк — это не единственный лишь «Крик», так бессмысленно и нелепо разлетевшийся на мемы. В мировом интернет-сообществе «Крик» носит сугубо развлекательный характер. В связи с возникшим хайпом и недопониманием живописи Эдварда Мунка необходимо предупредить желающих посетить выставку: на фоне картины “Крик” фотографироваться нельзя; ждать веселых и понятных сюжетов также не стоит. Эта выставка навивает в большей степени тоску и декадентское настроение. Будьте готовы пережить с художником чувство тревоги и испытать страх перед его картинами.
В первом зале выставки представлены литографии, трагические сюжеты которых отдаленно напоминают цикл иллюстраций Ильи Глазунова к произведениям Достоевского. Объяснение тому кроется в том, что находящиеся на одной широте Осло и Санкт-Петербург близки по климату и северному духу. Такие явления, как белые ночи, промозглый ветер, холодное северное солнце знакомо как скандинавам, так и жителям Санкт-Петербурга. Герои литографий Мунка — потерянные сомневающиеся люди; больные, умершие и провожающие их в последний путь близкие с траурными лицами; влюбленные, слившиеся воедино в поцелуе (сомкнутостью фигур похожие на «Поцелуй» Г. Климта), ревнующие и недоверчивые возлюбленные, а также молодые и на контрасте с ними пожилые женщины - прообразы старости и недолговечности юной красоты. Композиция некоторых картин построена следующим образом: одни герои повернуты спиной и как бы выражают отстраненность и непричастность к чувствам других героев, которые стоя к зрителю лицом, словно просят о помощи и ищут спасение от одиночества. Лица героев картин Мунка, как надгробные маски, бледные, бескровные и безжизненные. Символ моста кочует между картинами Мунка. Уходящий мост, возможно, символизирует переход человека из мира живых в мир мёртвых, ведь тема смерти является одной из трёх основных, помимо жизни и любви, которую задает сам художник в цикле работ «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».
Цикл работ «Фриз жизни» представлен во втором зале, где картины выстроены в определенном порядке — от тем любви и жизни к теме болезни и смерти. Здесь же представлен и «Крик» Мунка, написанный пастелью, одна из многочисленных картин из этой серии, сюжет которой Мунк копировал неоднократно, словно замкнувшись в своем страхе. На выставке можно увидеть две версии «Крика»: написанную пастелью и литографию. Образ крика, сопровождающегося отчаянием, кажется, прошел через все творчество художника. Лица героев картин Эдварда Мунка не искажены от крика в буквальном смысле, но атмосфера картин с порой безликими людьми вызывает чувство тревоги. Нервные небрежные мазки и волнообразные линии земли на картинах Эдварда Мунка как бы подчеркивают ненадежность человеческого бытия, отсутствие стабильности. Герои Мунка — мученики, их жизненный путь — голгофа.
В третьем зале выставки картины Мунка несут другое настроение, в них виднеется надежда на душевное исцеление. Алый цвет сменяется небесно-голубым, герои картин — уже не беспомощные безликие напряженные фигуры, а успешные люди в весьма свободных позах, это знакомые Эдварда Мунка, повлиявшие на его творческий путь. Ключевой картиной третьего зала, становится «Солнце», озаряющее, ослепляющее и спасающее от мрачного настроения, навитого сюжетами картин в предыдущих залах.
На своих картинах Мунк, болезненно воспринимающий действительность, смог выразить чужие страдания, показать человека, уязвимого и одинокого. Несмотря на то, что в обществе обычно избегают обсуждения темы смерти, испытывающий страх перед действительностью Мунк не побоялся создать картины со спорным, возможно, для многих недопустимым сюжетом конечности человеческой жизни.
В то время, как популярные паблики и коучи учат позитивному мышлению, избеганию проблем, подавлению переживаний и отрицательных эмоций, выставка Мунка, поднимая вопросы одиночества и человеческих страданий, активизирует в человеке глубокие мысли и дремлющие струны души.