Из-за необходимости выделения кредита Белоруссии правительство намерено получить право выделения госкредитов другим странам без внесения изменений в сводную бюджетную роспись.
Комитет по бюджету одобрил и рекомендовал к принятию во втором чтении поправки в Бюджетный кодекс, которые значительно упрощают процесс предоставлении кредитов иностранным государствам российским правительством. На сегодняшний день для принятия такого решения кабмин должен согласовывать и вносить изменения в соответствующую программу, утверждаемую каждый год парламентом вместе с бюджетом.
Обычно программа предоставления государственных кредитов вносится вместе с проектом бюджета на трехлетку, напоминает Finmarket. В программе указывается название иностранного государства - получателя государственного финансового кредита или государственного экспортного кредита; цели предоставления кредита; основные финансовые условия (период использования, процентная ставка). Программа утверждается на пленарном заседании Госдумы при рассмотрении закона о федеральном бюджете. В проектировках бюджета на 2020-2022 годы данная программа шла под грифом «секретно».
Если же поправки будут приняты, то правительство получит право вносить ряд изменений в бюджет текущего года без одобрения на пленарном заседании Госдумы. В принципе, напомнили авторы поправок, в 2020 году внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по вопросам государственных кредитов уже принимается на основании решений правительства. То есть без внесения поправок в бюджет и его рассмотрения на пленарном заседании Госдумы. Теперь этот процесс предлагается узаконить.
В результате в 2020 году правительство будет вправе принимать решения о предоставлении государственных кредитов, не предусмотренных программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов…, за счет ассигнований, установленных указанной программой, и (или) за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2020 года», - говорится в поправках.
«Она (поправка) связана с необходимостью дать правительству возможности, связанные с предоставлением кредитов, в случае, если лимит будет исчерпан», - пояснил глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров. Он подчеркнул, что данный вопрос рассматривался ранее на правительстве. Отвечая на вопросы депутатов, глава комитета также уточнил, что речь идет именно о предоставлении кредитов иностранным государствам. «Это не юрлица, это иностранные государства», - сказал глава комитета.
Предложенная мера призвана упростить процедуру выдачи кредита иностранному государству, если лимиты на такие займы в текущем году уже исчерпаны, соглашается руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. При этом, отмечает эксперт, данная инициатива идет вразрез с предложениями Минфина, которые ведомство разработало и представило месяц назад. Финансовые власти страны предлагали ужесточить процедуру выдачи кредитов, так как возврат таких средств далеко не всегда гарантирован.
Минфин в августе предлагал ввести регламент выдачи кредитов, который ужесточает параметры требований к заемщику – оценивается платежеспособность государства, кредиты становятся целевыми и т.д. Такой регламент создал бы правовые основы для обоснования отказа в выдаче кредита от России. Надо также сказать, что эти инициативы Минфина разрабатывались и обсуждались после того, как Белоруссия отказалась от российского кредита и предпочла воспользоваться заемными средствами от КНР.
Вчера по итогам переговоров президентов России и Белоруссии было заявлено, что соседняя страна может получить от РФ кредит в размере 1,5 млрд долларов. Вероятно, предполагает Артем Деев, предложение об упрощении процедуры выдачи займов иностранным государствам необходимо, чтобы юридически обосновать кредит для Республики Белоруссия, поскольку заем нужно предоставить в кратчайшие сроки.
14 сентября 2020 года комитет Госдумы РФ по бюджету рекомендовал депутатам принять во втором чтении поправки в Бюджетный кодекс, наделяющие правительство правом в этом году выдавать кредиты иностранным государствам без внесения изменений в соответствующую программу. А позже, во время встречи с президентом Белоруссии президент Владимир Путин заявил, что Россия предоставит этой стране государственный кредит в размере 1,5 млрд долларов «в этот сложный момент», напоминает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
Данная последовательность событий, а также кратчайший срок между двумя событиями дает повод полагать, что данный ход был сделан именно для выдачи кредита соседской стране, соглашается с мнением предыдущего спикера Капустянский. Однако нельзя исключать, что, пользуясь этой возможностью, могут быть выданы кредиты и другим странам, в том числе под грифом секретности. Кредиты могут выдаваться странам, которые находятся под рестрикциями.
По большому счету, считает аналитик, Россия не могла проигнорировать Белоруссию и не выдать кредит. Во-первых, это связано с тем, что у соседней страны из-за нестабильной политической ситуации подкосилась экономика. При этом Россия является ключевым кредитором. Соответственно, если у Белоруссии не будет денег, чтобы перекредитоваться и «заткнуть финансовые дыры» дефолт может быть объявлен, в первую очередь, именно по российским кредитам. Таким образом, этим кредитом спасали свои вложения.
Во-вторых, в отношении соседней страны ведется определенная политика, направленная на экономическое и политическое сближение и трансформацию в единое союзное государство. На этом фоне Россия просто не могла проигнорировать проблемы Белоруссии, чтобы не потерять политические очки в лице граждан Белоруссии. Продемонстрировать в очередной раз, что россияне всегда готовы идти на помощь братскому народу.
Данные факторы вынудили найти средства для того, чтобы помочь соседней стране, заключает Иван Капустянский. При этом сумму 1,5 млрд долларов нельзя назвать гигантской, тем более, что средства, как минимум частично, вернутся обратно в виде платежей по кредиту