По данным Московской мэрии, в 2018 году в Москве ежедневно регистрировалось в среднем 193 новых индивидуальных предпринимателей (ИП). В целом же по итогам прошедшего года Москва упрочила свои позиции как лидера России по развитию индивидуального предпринимательства, передает «Интерфакс».
«На 1 января 2019 года количество индивидуальных предпринимателей (ИП) в городе перевалило за 320 тысяч. Это вдвое больше, чем, например, в Санкт-Петербурге и на 12,5% больше, чем в Москве на начало прошлого года», - заявил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
В пресс-службе департамента экономической политики и развития Москвы «Интерфаксу» уточнили, что с 2010 года количество ИП в столице выросло на 98%. Более 60% ИП Москвы занято в сфере услуг, около 25% - в сфере розничной торговли. Доля ИП, занятых в производственной деятельности, за последние три года увеличилась на 13%.
Прежде всего, комментирует это заявление член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова, нужно смотреть на структуру ИП. 60% – это сфера услуг. Количество салонов, барбершопов, кофеен действительно растёт в геометрической прогрессии, и это видно невооружённым взглядом. В Москве туристический бум, поэтому все логично. И поскольку работают они в основном с «физиками», то регистрировать юрлицо нет необходимости. Это и в самом деле дороже в обслуживании.
Отмечались и случаи перехода из ООО в ИП, и связаны они с оптимизацией бизнеса, что вполне нормальный процесс, однако статистики по таким случаем, что абсолютно понятно, нет. Но самое интересное, полагает Ирина Капитанова, нас ждёт в конце этого года (Москва - один из четырех субъектов РФ участвующих в эксперименте), когда выйдет статистика по самозанятым. Это новая форма ведения бизнеса может составить значительную конкуренцию как индивидуальному предпринимательству, так и юридическим лицам. И, судя по слухам, уже составляет.
Между тем, есть любопытная статистика. Индекс деловой активности в секторе малого и среднего бизнеса России (RSBI) опустился с 53,2 пунктов в первом квартале (максимальный с 2014 года) до 47,1 по итогам четвертого квартала, следует из данных исследования «Опоры России», Промсвязьбанка и агентства Magram Market Research. Значение индекса ниже 50 пунктов указывает на снижение деловой активности в секторе, что говорит о рецессии, сообщает РБК. Согласно отчету, по итогам квартала снизились показатели продаж, доступность финансирования и кадров (сокращение штата). Вырос лишь показатель инвестиций.
Предприниматели настроены пессимистично в отношении собственного бизнеса и экономики в целом, причем ожидания бизнеса наихудшие за последние пять лет, говорится в комментарии Magram. Перспективы роста малый бизнес оценил как «умеренно негативные», но при этом — это худшие оценки за последние пять лет.
Итоги данного исследования могут говорить о некоторых неявных процессах, происходящих в этом секторе, указывает LIFA, эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский, который отмечает, что до нынешнего года темпы создания малых предприятий в принципе не сильно отличались по стране. В больших городах больше возможностей, но меньше нужд, тогда как в малых – всё с точностью до наоборот. Поэтому процессы, если речь идёт о настоящих, задействованных в реальных операциях, малых предприятиях, выравниваются.
Но этой связи аналитик отмечает несколько важных факторов. Во-первых, после ликвидации известного кластера предпринимателей вокруг «палаточной темы», часть из них наверняка перерегистрировалась в прошлом году на базе интернет-компаний. Они не могли просто так исчезнуть с лица земли. Далее, конкретно московская тематика – это перерегистрация бывших офшоров. «Для меня как аналитика тот факт, что этот процесс ускорился, говорит о том, что иностранные резиденции стали более нетерпимо относиться к российскому капиталу за рубежом. Последним не остается ничего другого как репатриироваться и регистрировать фирмы в Москве. В принципе, это хорошо. Но насколько они «неоднодневны» - покажет время», – говорит Владимир Рожанковский.
Сами по себе ИП вряд ли станут локомотивом восстановления российской экономики, поскольку ИП ИП рознь, считает эксперт. По его мнению, в правительстве слишком преувеличивают роль малого бизнеса в восстановлении ВВП РФ и его реальных возможностей в участии в капиталоёмких низкомаржинальных инфраструктурных проектах. Эти структуры, отвязанные от единственно эффективного в нынешних реалиях административного аппарата в нашей стране – госзаказов – сами по себе либо занимаются крайне ограниченным кругом вопросов, либо не могут конкурировать с теми, кто этим ресурсом обладает.
В секторе услуг и торговли, где их наибольшая концентрация, они создают всего лишь конкуренцию крупным сетевым структурам, что положительно сказывается на ценообразовании, но не символизирует освоения новых сегментов экономики. Необходимо видеть лучшую динамику создания ИП в сфере производства, но пока этого, судя по всему, нет.
Экономическая система России традиционно ориентируется на крупные компании, в основном государственные или связанные с государством, напоминает, в свою очередь, руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Малый бизнес сложнее контролировать, он более независим. На практике к нему достаточно настороженное отношение со стороны управленческих органов, он имеет гораздо меньше возможностей для развития, доступа к финансовым ресурсам, к потребителю, испытывает большее административное давление. Причём это относится и к тем сферам, в которых малое и среднее предпринимательство (МСП), казалось бы, должно иметь более прочные позиции. Таким, например, как торговля, общепит, сельхозпроизводство, услуги и пр. «Малышам» гораздо сложнее выжить в существующих рыночных условиях.
В феврале 2019 года Росстат впервые опубликовал оценку доли МСП в ВВП России, которая составила 21,9% в 2017 году. Как напоминает аналитик, в развитых странах этот показатель находится на уровне 55-60%, по данным Института экономики роста им. П.А. Столыпина. Москва же имеет естественное первенство среди других регионов страны по числу ИП во многом из-за большей численности населения, концентрации ресурсов на своей территории, более высокого среднего дохода населения, что даёт относительные преимущества для сбыта товаров и услуг МСП.
Однако и в столице положение малых предприятий вряд ли можно признать благополучным, констатирует Марк Гойхман. Недавние изменения условий деятельности ещё более дестимулируют развитие МСП. Увеличение НДС, акцизов и тарифов приводят к снижению рентабельности, к сокращению покупательной способности потребителей за счёт инфляции и снижения доходов. Рост процентных ставок ЦБ и вследствие этого у коммерческих банков делает ещё дороже финансирование. С 2019 г. МСП лишены льготы по пониженной ставке страховых взносов, в ряде регионов вырос налог на имущество.
Поэтому, заключает эксперт, перспективы на ближайший год малый бизнес оценивает как умеренно негативные и не ожидает роста, о чём говорят опросы Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ). Для изменения ситуации необходимы радикальные и реальные изменения самой сути государственной политики в сфере экономики, администрирования и правовых институтов, демонополизация и пр.