Согласно статистике Банка России, по итогам 2017 года, приток прямых иностранных инвестиций - вложений в реальный сектор в виде открытия бизнеса или покупки доли в предприятиях - упал на 25%. Только в четвертом квартале нерезиденты, работавшие на российском рынке, вывели 1,6 млрд долларов, пишет Finanz.ru.
Иностранцы продавали активы и пакеты акций в реальных компаниях.
Отток прямых иностранных инвестиций на квартальной основе был зафиксирован лишь третий раз с 1992 года: даже на фоне дефолта 1998-го и мирового финансового кризиса 2008-09 гг. в реальный сектор РФ деньги из-за рубежа приходили. По сумме же отток стал вторым крупнейшим в новейшей истории страны: только в четвертом квартале 2014-го, в разгар боевых действий в Донбассе, санкций, обвала нефти и рубля, инвесторы уходили быстрее, забрав 1,9 млрд долларов.
Впрочем, итоговый годовой показатель остался в плюсе - приток составил 23,2 млрд долларов, хотя вдвое меньше, чем в 2011 году, и почти втрое ниже показателя за 2013 год. Это происходит на фоне роста интереса у иностранцев к финансовым спекуляциям на нашем рынке, они активно скупают облигации российского правительства или ценные бумаги корпораций.
Цифры действительно свидетельствуют о резком спаде интереса со стороны иностранного капитала в отношении российской экономики, указывает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. По его словам, ситуацию в целом можно охарактеризовать как «разочарование».
Так, что с начала масштабного кризиса в экономике России, вызванного в первую очередь резким обвалом цен на энергоносители, Правительство взяло курс на импортозамещение и стимулирование развития реального сектора, не связанного с добычей полезных ископаемых.
Удивительно, говорит эксперт, но в тот момент, когда экономика стремилась в фазе рецессии, отток капитала из экономики демонстрировал минимальные значения: например, в 2015 году чистый отток капитала из России в сравнении с относительно благополучным 2014 году, только четвертый квартал которого ознаменовался началом кризиса, сократился в 2,7 раза с 153 млрд до 56,9 млрд долларов.
При этом на фоне оттока спекулятивного капитала, средства иностранных инвесторов именно в этот период потянулись в промышленный сектор, поскольку государство активно способствовало его развитию, а на рынке в результате девальвации рубля и отказа от импорта освободились колоссальные по своим объемам перспективные ниши.
Собственно, напоминает аналитик, в 2016 году по темпам роста обрабатывающий сектор впервые догнал добывающий. Но прошлый год, в который принято считать в целом успешным для экономики в связи с достижением рекордно низких темпов инфляции на уровне 2,5%, рост ВВП в пределах 2%, по сути ознаменовался возвращением российской экономики на прежние рельсы. По мере того, как росли вслед за нефтяными котировками сверхдоходы от экспорта энергоносителей, рост в обрабатывающем секторе сменился падением по итогам третьего квартала на 0,5%. Ари росте доходов государства, реальные располагаемые доходы населения сократились еще на 1,2%, потребление по-прежнему показывает отрицательную динамику.
Единственным успешным сектором в промпроизводства оказалось автомобилестроение, да и то благодаря беспрецедентной поддержке автопрома в размере 62,3 млрд рублей. С ростом цен на нефть, констатирует Кирилл Яковенко, государство стало уделять меньше внимания альтернативным источникам дохода. Вместе с тем появились предпосылки к проведению налоговых реформ, обращенным в сторону роста фискальной нагрузки на бизнес, а в довершение всего в конце прошлого года США заявили о расширении санкций.
Как отмечает, в свою очередь, руководитель департамента аналитики компании «Аналитика Онлайн» Глеб Задоя, сейчас меняется структура вложений в сторону спекуляций. Это происходит из-за роста стоимости нефти, а также из-за импортозамещения и продолжения наведения порядка в торговой и строительных отраслях. Размер спекулятивного капитала растет уже 19 недель подряд, ставки на укрепление рубля и основных нефтегазовых компаний продолжают расти, в связи с чем растет и смещение доли по реальному сектору. Процесс по концу года сильно ускорился, поэтому наблюдается дисбаланс, но в течение этого года он скорректируется обратно.
Изменения в реальном секторе имеют более интересный ход - иностранные компании сталкиваются с давлением со стороны своих политиков и вынуждены ослаблять свои программы в России, рассказывает эксперт. В то же время программа импортозамещения с помощью отечественной продукции постепенно выдавливает конкурентов с рынка России. Дешевый рубль делает полностью российские производства более гибкими и ориентированными на рост бизнеса, а иностранные поставки изначально имеют спрэд просто из-за конвертации валют, не считая себестоимости товаров.
Еще одним изменением стало снижение ликвидности на российском рынке, когда финансовый рынок не может дать требуемые объемы кредитов на бизнес деятельность. Это также временное явление, уверен Глеб Задоя, поскольку ЦБ решил пока не трогать другие системно-значимые банки, но в конце 2017 года в регионах были серьезные проблемы от обрушения крупных сетей, пусть те и восстановили потом свою работу. Бизнесу требуются деньги здесь и сейчас, поэтому проволочки и перенос поступления финансовых потоков играет большую роль.