В минувшую пятницу Владимир Путин подписал запрет на прямые авиасообщения между Россией и Грузией, закон вступил в силу в понедельник 8 июля. Помимо запрета на перелеты между странами, документ включал в себя запрет на продажу туров в Грузию.
Как заявил представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, российских туристов, которые находятся на территории страны по путевкам турагентств, будут эвакуировать по мере возможности и рассаживать на ближайшие возможные рейсы. При этом пока в Российском союзе туриндустрии не знают, как будут возвращать на родину самостоятельных туристов.
За полгода количество российских туристов, посетивших Грузию, составило около 540 тыс. человек без учета самостоятельно путешествующих граждан, для которых проблема возвращения домой сейчас стоит особенно остро. Самостоятельные туристы сталкиваются с ситуацией, которая подразумевает сложности с уже зафиксированными датами перелета и оплаченными билетами на обратные рейсы.
Авиасообщения между Россией и Грузией происходили, в основном, через компании «S7», «Аэрофлот» и «Georgian Airways». Цены на перелеты варьировались в среднем от 12 до 25 тыс. рублей. На данный момент, цена на перелет из Грузии в Россию значительно увеличилась. По словам представителей авиакомпаний, цена на перелет туристов в Россию не изменится, и с возвращением денег за перелеты проблем не возникнет. Однако фактически дела для россиян, находящихся в Грузии, обстоят не так гладко.
О своем опыте возвращения домой и проблемах с которыми может столкнуться каждый российский турист, улетевший в Грузию накануне подписания закона, рассказала Татьяна.
«Мы с четырехлетней дочкой добирались в Грузию «Уральскими авиалиниями». В начале июня я уже купила билеты. Вылет был 28 июня, прилететь обратно мы должны были 13 июля. Авиалинии предоставляли два выхода из ситуации: смену даты или места вылета. Сменить место вылета возможности не было: ребенок по медицинским показаниям не может переносить длительные поездки. Со сменой даты, как казалось, проблем не было. Билеты переоформили на 7 июля, и у меня была полная уверенность в компании «S7», предоставлявшей билеты, и OZON, через который происходила покупка.
Пятого июля я решила зарегистрировать багаж, но зайти в систему «S7» не получилось. Как выяснилось позже, нас просто не оказалось в системе, то есть фактически билетов не было и это все за два дня до вылета! Я решила разобраться в ситуации, вышла на диалог с OZON и «S7». Первые утверждали, что рейс отменили в принципе и билеты больше не действительны. А в «S7» говорили, что рейс не отменен и в системе просто не поменяли дату.
В течение всего недоразумения я настаивала на прямом перелёте, потому что для моего ребёнка перелёты и пересадки также являются огромным стрессом. В OZON мне предложили прямой перелет на «Уральских авиалиниях» за 60 тысяч рублей, что для перелёта из Батуми в Москву достаточно существенная сумма. При этом за перелет, который должен был быть 7 июля, вернули бы только около 20 тысяч рублей, а это в три раза меньше чем цена, которую OZON запрашивают за прямой рейс. В последующем, ни OZON, ни «S7» на контакт не шли.
Домой мы добрались только благодаря начальнику Батумского аэропорта, который вошёл в ситуацию и нашёл одно место на самолёт до Москвы. На перелет не явился ещё один из пассажиров. Нас проводили фактически до мест, и для того, чтобы лететь вместе с ребёнком, пересадили одного из пассажиров, предоставив соседние места. Всё это при том, что OZON и «S7» не шли на уступки и совершенно равнодушно отнеслись к моей ситуации.
Проконсультировавшись с юристом насчёт судебного процесса и компенсации, я пришла к выводу, что начинать разбирательства смысла нет, потому что такие дела обычно не выигрывают. Тем более, что фактически, по документам, мы улетели всё же на рейсе «S7» седьмого июля»