Житель Челябинска, со вклада которого пропало 2 миллиона рублей, подает в суд на Сбербанк
52-летний челябинец готовит исковое заявление к Сбербанку России, в котором требует вернуть 1 млн 990 тыс. рублей, которые были сняты неизвестными с их женой вклада в конце августа 2017 года.
Мужчина утверждает, что никому свои паспортные данные не давал, доверенностей не писал, однако злоумышленникам удалось каким-то образом оформить в отделении банка моментальную карту и за три дня лишить семью всех накоплений. Об этом пишет www.znak.com.
Пострадавшие Андрей и Юлия — люди старой закалки. Оформив несколько лет назад вклад в Сбербанке, они не стали подключать SMS-оповещения, устанавливать на телефон мобильный банк, а ограничились получением сберкнижки, чтобы обезопасить себя от всевозможных кибер-преступлений.
Все средства со вклада семья всегда снимала в банке «вживую». Вклад, который опустошили злоумышленники, был переоформлен 26 ноября 2016 года. Но, когда 15 сентября 2017 года супруги пришли в отделение снимать средства, обнаружили, что счет практически пуст, притом что на момент совершения преступления на нем было порядка 2,3 млн рублей.
«Мы с супругой глазам своим не поверили. Когда обратились за разъяснениями в банк, то узнали, что с 25 по 28 августа 2017 года со вклада было снято 1 млн 990 тыс. рублей. Часть средств сняли через банкоматы, расположенные в разных частях города, часть ушла на неизвестные счета. На неизвестный мне номер был подключен мобильный банк. Как выяснилось, 25 августа в один из офисов Сбербанка пришел человек, который представился мной, якобы предъявил мой паспорт и оформил моментальную карту. Но мой паспорт хранится в сейфе, я никому его не давал, доверенностей не выписывал, никаких карточек не оформлял», — рассказал Андрей.
Список операций, которые были совершены по карте, занял три листа. Пара написала заявление в банк, попросив заблокировать карточку и вернуть средства на счет. Через три дня их пригласил на встречу сотрудник службы безопасности Сбербанка, который предложил «посмотреть кино».
«На видео был неизвестный мне мужчина славянской внешности, которому на вид лет 30-35. В банке заявили, что это он якобы предъявил мой паспорт и оформил карту. Никакого сходства со мной я не увидел. Когда я сообщил сотрудникам банка, что данный человек мне неизвестен, они попросили написать заявление в полицию. Что я и сделал 19 сентября. На каком этапе находится расследование сейчас, я не знаю, мне неизвестно, возбудили по данному факту уголовное дело или нет. Меня лишь проинформировали о том, что материалы переданы из Калининского отделения в Курчатовское», — продолжает челябинец.
В банке между тем наотрез отказываются возвращать на счет мужчины снятые средства.
«Наша переписка со Сбербанком напоминает разговор слепого с глухонемым. На требование вернуть средства и начислить проценты по вкладу нам ответили, что я открыл карту, предъявил паспорт, откуда списались деньги, а их вины в этом нет. В ответ я написал другое заявление, что паспорт не предъявлял и никому не давал, доверенности не подписывал, средства не снимал, телефон, к которому была привязана карта, не мой, люди, которым перечислялись деньги, мне неизвестны. В ответном письме банк советует не предоставлять третьим лицам персональные данные, а также рекомендует обращаться в полицию. И так несколько раз. В итоге сотрудница отдела заботы о клиентах (выглядит как издевка) написала, что они разобрались в ситуации, выяснили, что сотрудники банка никакого отношения к случившемуся не имеют, а вопрос о судьбе нашего вклада они будут решать, когда будет завершено расследование уголовного дела», — констатировал мужчина.
В пресс-службе Челябинского отделения Сбербанка Znak.com дали схожий комментарий.
«Банк провел собственное служебное расследование ситуации с клиентом. Признаков мошенничества со стороны сотрудников банка не выявлено. Банк содействует правоохранительным органам в расследовании уголовного дела по заявлению нашего клиента. Окончательное решение по данной ситуации будет принято банком после получения результатов рассмотрения уголовного дела», — сообщила начальник управления маркетинга и коммуникаций Челябинского отделения ПАО Сбербанк Айгуль Бикмуллина.
В этой ситуации внимание на себя обращает ряд обстоятельств.
Очевидно, что злоумышленник обладал обширной личной информацией о клиенте Сбербанка: у него были его паспортные данные, информация о состоянии счета (вряд ли кто-то стал бы оформлять моментальную карту для вклада, где несколько десятков тысяч рублей), а также о том, что не подключено sms-оповещение (люди знали, что пострадавший не сразу хватится денег, поэтому спокойно в течение трех дней их снимали и переводили).
Для получения карты было выбрано отделение, где Андрей и Юлия никогда не бывали, чтобы исключить риск быть опознанным. Кроме того, преступник знал, что у клиента банка нет карты для проведения операций со вкладом. Эту карту мужчина уничтожил, написав заявление в банк вскоре после ее получения.
«Сотрудники Сбербанка утверждают, что человек, оформивший карту, предъявил мой паспорт. Но если у него была копия моего паспорта или его качественная подделка, почему он сразу не снял в кассе всю сумму целиком? Зачем нужно было три дня „светиться“ около банкоматов, оставляя следы? — задается вопросом Андрей. — Я не хочу никого ни в чем обвинять, ответить на эти вопросы должны правоохранительные органы. Но, как мне стало известно, в декабре прошлого года уже был такой случай. Нам удалось найти юриста, который помог клиенту выиграть процесс против Сбербанка. Сейчас она готовит исковое заявление в суд».