Минпромторг выступил с инициативой продавать подержанные автомобили исключительно на аукционах и только дилерам, пишет BFM.ru. Ведомство предполагает ежегодно зарабатывать не менее 20 млрд рублей.
В настоящее время, по данным министерства, годовой оборот рынка автомобилей с пробегом оценивается в 3 трлн рублей. Машины продаются, что называется, из рук в руки — без каких-либо комиссий. Сейчас по закону при продаже подержанного автомобиля необходимо только заплатить государству налог в 13% — при условии, что в собственности он был менее трех лет и его стоимость выросла.
В министерстве хотят, чтобы все без исключения продавали машины через аукцион дилерам, а те, в свою очередь, другим покупателям.
«В принципе, такая схема существует и сейчас, но она не слишком популярна, так как, отдавая свою машину в trade-in, ты заранее соглашаешься на более низкую цену, нежели чем если бы продавал конкретному человеку», - говорит автоэксперт, автор блога «Лиса Рулит» Елена Лисовская.
«Сейчас рынок тяжелый. Большинство людей предпочитает воспользоваться Auto.ru и продавать машины из рук в руки, чтобы эти 20-40 тысяч рублей при бюджетном автомобиле и больше при дорогих автомобилях оставить у себя в кармане, а не в кармане какой-то прослойки, посредника, пусть даже этот посредник предоставляет за это какую-то услугу. Как можно заставить человека что-либо делать со своей частной собственностью против его воли? Я думаю, что мы не дойдем до этого», - сказала Лисовская.
По мысли Минпромторга, ведомство на аукционах намерено оказывать целый перечень услуг - юридическая и иная чистота автомобиля: находится ли он в угоне, в залоге у банка, был ли в аварии и даже скручен ли пробег и за всё это брать комиссию. Её сумма пока не названа. Но это в любом случае приведет к удорожанию автомобиля для его покупателя. В этом уверен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Любая структура берет свою комиссию, и эта комиссия может быть значительной: ту маржу, которую имеют дилеры, например на продаже бывших в употреблении автомобилей, захочет иметь и эта предполагаемая корпорация, а это как минимум несколько процентов от стоимости. По разным категориям — разные проценты, местами достаточно существенные. Это будет дополнительным обременением, и его масштаб оценить пока невозможно, потому что непонятны аппетиты этой структуры, непонятно, сколько она будет взимать своей комиссии», - говорит он.
По мнению экспертов, ни продавать автомобиль через аукцион, ни покупать его выгодно не будет никому, кроме, собственно, самих посредников. Для продавца машина будет стоить заведомо дешевле, а для покупателя — дороже.