Интересное исследование провели профессор Университета Индианы в Блумингтоне (США) Михаил Алексеев и экономисты Тимур Натхов и Леонид Полищук из Высшей школы экономики. Они заинтересовались популярностью гуманитарных направлений в российских вузах.
По статистике более способные ученики школ выбирают для поступления такие направления подготовки как юриспруденция и государственное управление. Тогда как естественно-научные и технические специальности не пользуются таким спросом.
По мнению исследователей, причиной этого является бум в рыночной экономике 90-х годов, когда новые открывшиеся направления по менеджменту, праву и экономике вышли вперед, а технические специальности отошли на второй план. Однако в других странах, столкнувшихся с такой же ситуацией (Чехия, Польша), постепенно перевес в сторону юриспруденции и госуправления был ликвидирован. В России же до сих пор наблюдается аномальная популярность этих отраслей.
Во многом выбор абитуриентов объясняется уровнем развитости университетов. Инженерные дисциплины относятся к «производительным», положительно влияющим на экономический рост. Гуманитарные специализации – это рентоориентированные области, перераспределяющие ресурсы из более продуктивных отраслей.
Играет роль и регион, где базируются учебные заведения высшего образования. Так, исследователи решили проверить зависимость отраслевого распределения человеческого капитала от качества образования в университетах в региональном разрезе одной страны.
Экспериментальный контингент включал 1,3 млн первокурсников российских вузов в 2011-2014 годах по регионам. Также использовались данные по результатам сданного ими Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и выбранному направлению высшего образования. Для более правдоподобной оценки из анализа были исключены вузы Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, как оттягивающие на себя большой процент абитуриентов.
В результате было выявлено, что в субъектах с высоким качеством университетов студенты с более высокими баллами по ЕГЭ выбирали технические специальности. Там же, где уровень учреждений образования чуть ниже – выпускники школ выбирали юриспруденцию и госуправление.
По данным Министерства образования в течение последних трех лет отмечается рост потребности в выпускниках естественно-научных, инженерно-технических, педагогических, медицинских направлений. В 2016 году на инженерное направление было дано 46,7 % бюджетных мест, на педагогическое направление — 9,2 %, на медицинское направление — 8,4 %. На 2017–2018 год эти цифры практически не изменились.
Основным выводом исследования является то, что государство хоть и имеет контроль над образовательными учреждениями, но не влияет на приоритетность технических направлений в вузах. Поэтому управленческая свобода позволяет им следовать за повышенным спросом молодых людей на юридические специальности.