“Жизнь эфемерна, хрупка, а смерть всегда рядом, она приходит, когда приходит, но ее надо принимать, потому что она - тень жизни и ее оборотная сторона”. Ф.Бэкон
В ГМИИ им. А.С. Пушкина до 19 мая проходит сенсационная и для многих долгожданная выставка Лондонской школы, тема которой — деформация человека, его души и тела, пережившего мучительные страдания. Выставка состоит из картин художников, живших в военное и послевоенное время, на чье сознание не могла не повлиять величайшая трагедия XX века — Вторая мировая Война. Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р.Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс воссоздают на своих полотнах атмосферу XX века, изменившего цивилизацию до неузнаваемости. Зверства фашизма, превратившего человека в средство эксперимента и подопытный материал, стали доказательством жестокости и хрупкости человека. Именно эти вопросы и волнуют художников Лондонской школы.
Главный интерес выставки, разумеется, представляет Фрэнсис Бэкон, входящий в топ самых дорогих художников мира. Люди на его прославленных триптихах едва угадываются. Очертания фигур лишь отдаленно напоминают человеческие. Полулюди, полутуши, полумонстры с искореженными телами, обезображенными лицами — словно порождение больного воспаленного разума художника. Равнодушными картины Бэкона не оставляют. Они вызывают ужас, омерзение и страх!
Картины с обнаженными Уильяма Колдстрима и Люсьена Фрейда смущают своей натуралистичностью и октровенностью. Люди на их картинах совершенно лишены чувства неловкости. В отличие от средневековой живописи с античными и мифологическими сюжетами, где человек возносится как божественное создание с прекрасным гармоничным телом, очевидная, неприкрытая нагота на картинах Лондонской школы подчеркивает уязвимость, несовершенство и приземленность человека. Усиливает этот эффект блеклая цветовая палитра и скудная обстановка, в которую вписаны персонажи картин. Кажется, человек с изношенной душой, ставший объектом насилия безбожного мира, не может быть воплощением идеальной чистой красоты.
Помимо полотен с изуродованными телами и обнаженными людьми, на выставке можно познакомиться и с лондонскими пейзажами Леона Коссофа и Франка Ауэрбаха. Написанные пастозными, многослойными, жирными мазками английский район, церковь, железнодорожная станция, строительная площадка, снос дома, бомбовый склад, кишащий детьми бассейн, гостиная с торшером и пианино - всё это послевоенная действительность, с которой пришлось смириться жителям изменившейся после бомбежек Англии, грубой, обедневшей и отчасти потерявшей свой прежний вид.
По правде говоря, несмотря на эксцентричность и одиозность представленных авангардных картин Лондонской школы, выставка увлекает с психологической точки зрения и проникает в подсознание человека. Ее непременно стоит посетить, чтобы оценить реальность, изнанку человеческого бытия в картинах уже признанных мастеров XX века.