В Выборге объявлены победители XXVII российского кино «Окно в Европу». Традиционно его победителей награждают в нескольких номинациях: четыре конкурсные программы, свои призы вручает Гильдия киноведов и кинокритиков России. Главным призом считается Гран-при в конкурсе «Осенние премьеры». В этом году заветную статуэтку получил режиссёр Борис Гуц за фильм «Смерть нам к лицу». Приз зрительских симпатий «Выборгский счет» получила картина Евгения Шелякина «Как новый». Об этой работе рассказал киновед Даниил Сегаль.
На завершившемся на днях международном кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге приза зрительских симпатий удостоилась лента Евгения Шелякина «Как новый». Любопытно, что именно этот фильм был отобран представителями финского города Котка и российским Фондом «Кино&Театр» для специального ежегодного показа в рамках приграничного сотрудничества России и Финляндии в области культуры «Kino&Teatr Choice». Неудивительно, что именно этот единственный сеанс вызвал особый интерес жителей Котки, и зал кинотеатра Kinopalatsi был полон.
Фильм «Как новый» достаточно необычен. Создатели картины позиционируют ее как комедию. Но в ленте поднимаются совсем даже не смешные, а такие глубокие философские темы: каково предназначение человека, что ему нужно для счастья, как не потерять себя, наладить отношения с близкими людьми? Вопросы эти звучат в фильме тихо, ненавязчиво, с добрым юмором.
Важно, что с самых первых кадров, без особых прелюдий, фильм увлекает зрителей в свой мир, интригует. Достаточно пожилой человек двигается по заснеженному полю, а мгновение спустя оказывается в залитом солнцем Таиланде. Как такое могло произойти? Что случилось за эти считанные секунды экранного времени? Зрители этого не понимают. Но главное – не может прояснить ситуацию и сам герой. Как его зовут? Каким образом он оказался в незнакомой стране? Чем занимался всю жизнь? Что, в конце концов, произошло?
Поскольку разговаривает мужчина только на русском языке, и его никто из окружающих не понимает, попробовать разгадать тайну приглашают женщину по имени Ирина, которая несколько лет назад приехала в Таиланд из России, освоилась на новом месте и даже открыла здесь небольшой бизнес – скромный отель, позволяющий ей жить достаточно комфортно. Именно Ирина показывает старика местным врачам и пытается, как может, ему помочь. Но оказывается – незнакомец обладает весьма сложным, неуживчивым характером, на контакты идет неохотно. И всё же хозяйка отеля решает взять его к себе разнорабочим. Первое задание – обеспечить кухню заведения свежими морепродуктами.
И тут выясняется, что чужак, хотя и не без труда, в состоянии наладить отношения с местными рыбаками, а с одним из них – по имени Бунча – даже умудряется подружиться. Впрочем, их отношения нельзя назвать безоблачными, тем более что на них оказывают влияние бандиты, пытающиеся обложить скромный бизнес рыбаков непомерной данью. Россиянин проявляет в этой ситуации отменные бойцовские качества, чем еще больше располагает к себе Бунчу и его друзей.
Пройдет достаточно много времени, пока Ксенофонт (ему всё-таки удается вспомнить свое имя) окончательно наладит жизнь на чужой ему земле. Хотя многие вопросы еще остаются. Кроме того, судьбой пропавшего отца сильно озаботился его сын, предпринимающий попытки разыскать родителя. По всей видимости, отношения между ними всегда были непростыми, и молодому человеку очень важно найти папу, побеседовать с ним, объясниться.
После множества сюжетных коллизий всё-таки выясняется, что именно произошло в судьбе Ксенофонта, почему он оказался так далеко от дома и что ждет его в будущем. За полтора часа экранного времени зрители успевают по-своему привязаться к главному герою, и им далеко не безразлично, чем всё закончится.
Образ Ксенофонта, несмотря на все особенности его непростого характера, получился на редкость выразительным. В этом огромная заслуга исполнителя этой роли Михаила Гомиашвили, сына Арчила Гомиашвили, незабываемого Остапа Бендера из «Двенадцати стульев» Леонида Гайдая. Прекрасно сыграла Ирину Евгения Дмитриева. Это стопроцентное попадание в образ. По свидетельству продюсеров картины, все исполнители главных ролей из Таиланда – профессионалы. Хотя выглядят очень органично - как простые люди из народа. В актив ленте можно записать и работу молодого оператора Ксении Середы: сложные съемки проведены на высочайшем уровне.
Фильм «Как новый» уже удостоен важной награды – приза зрительских симпатий на фестивале в Выборге. Через некоторое время лента выйдет в широкий прокат, и для ее создателей очень важно, будет ли она иметь успех. Пожелаем же им удачи